Проблемная ситуация: Организация является
собственником нежилых помещений в многоквартирном жилом доме, земельный участок
под которым сформирован, государственный кадастровый учет проведен, заключен
договор аренды земельного участка с Департаментом земельных ресурсов субъекта
РФ и уплачивается арендная плата.
Согласно п. 1
резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от
28.05.2010 N 12-П положения ч. 2 и 5 ст. 16 Федерального закона "О
введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" во взаимосвязи
с ч. 1 и 2 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 3 ст. 3 и п. 5 ст.
36 Земельного кодекса Российской Федерации, как предусматривающие переход в общую долевую собственность собственников
помещений в многоквартирном доме сформированного и поставленного на кадастровый
учет земельного участка под данным домом без принятия органами государственной
власти или органами местного самоуправления решения о предоставлении им этого
земельного участка в собственность и без государственной регистрации перехода
права собственности на него, признаны не противоречащими Конституции Российской
Федерации.
В п. 3
мотивировочной части указанного Постановления определено, что в силу принципа
платности землепользования (п. 7 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской
Федерации) переход земельного участка под многоквартирным домом в собственность
собственников помещений в этом доме означает возникновение у них обязанности по
уплате земельного налога, который относится к местным налогам и плательщиками которого
признаются организации и физические лица, обладающие на праве собственности земельными участками, расположенными в
пределах муниципального образования, на территории которого введен налог (ст.
ст. 15, 387 и 388 НК РФ).
Таким образом, организация, в соответствии
с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 28.05.2010 N
12-П, обязана уплачивать земельный налог за земельный участок, находящийся в
общей долевой собственности под многоквартирным жилым домом.
Между тем практическая реализация
обязанности по уплате земельного налога в данном случае затруднена. Статьей 388
НК РФ установлено, что налогоплательщиками земельного налога признаются
организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми
объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве
собственности.
В соответствии с п. 1 ст. 131 ГК РФ
указанные права на земельные участки подлежат государственной регистрации,
которая в силу п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О
государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"
является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Налогоплательщиком земельного налога
является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество
и сделок с ним (далее - ЕГРП) указано как обладающее правом собственности.
Обязанность уплачивать земельный налог возникает у налогоплательщика с момента
регистрации за ним права собственности на земельный участок, то есть внесения
записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного
лица на соответствующий земельный участок.
На основании п. 4 ст. 85 и п. 11 ст. 396
НК РФ органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного
кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое
имущество и сделок с ним, представляют информацию в налоговые органы по месту
своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации.
Таким образом, налоговые органы обязаны
осуществлять постановку на учет российских организаций по месту нахождения
принадлежащего им недвижимого имущества только на основании сведений о праве
собственности, полученных от органов, осуществляющих государственную
регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Исходя из вышеизложенного
переход прав собственности на земельный участок под многоквартирным домом в
общую долевую собственность осуществляется без государственной регистрации
перехода права собственности на него, органы, осуществляющие кадастровый учет,
ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию
прав на недвижимое имущество и сделок с ним, не регистрируют долевую
собственность на земельный участок под многоквартирным домом, не направляют
информацию в налоговые органы и,
соответственно, организация не состоит на учете в налоговом органе по месту
нахождения земельного участка. Каким образом организация должна исполнить свои
обязанности по уплате земельного налога в данной ситуации?
Согласно п. 1 ст. 392 НК РФ налоговая
база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности,
определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками
данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой
собственности. Каким образом может быть рассчитана доля организации в праве
общей долевой собственности в многоквартирном доме, в случае если в выписке из
технического паспорта на здание указана только общая площадь здания и площади
лестничных клеток, технического подполья, других помещений, а не площадь, находящаяся
в общей долевой собственности?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 21 июля 2010 г. N 03-05-05-02/57
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу уплаты земельного
налога и сообщает следующее.
Согласно п. 1 ст.
388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс)
налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица,
обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии
со ст. 389 Налогового кодекса, на праве собственности, праве постоянного
(бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Статьей 36 Жилищного кодекса Российской
Федерации (далее - Жилищный кодекс) установлено, что собственникам помещений в
многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее
имущество в многоквартирном доме, включая земельный участок, на котором
расположен многоквартирный дом.
В соответствии со
ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие
Жилищного кодекса Российской Федерации" земельный участок, на котором
расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты
недвижимого имущества, который сформирован и в отношении которого проведен государственный
кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность
собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно п. 3 Постановления Пленума
Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 64 право общей
долевой собственности на общее имущество принадлежит собственникам помещений в
здании в силу закона вне зависимости от его регистрации в Едином
государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Следовательно, собственники помещений в
многоквартирном доме, которым принадлежит на праве общей долевой собственности
земельный участок в силу законодательства Российской Федерации, признаются
налогоплательщиками земельного налога с даты проведения
государственного кадастрового учета земельного участка, занимаемого
многоквартирным домом.
Одновременно
отмечаем, что на основании п. 2 ст. 23 Федерального закона от 21.07.1997 N
122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и
сделок с ним" государственная регистрация возникновения, перехода,
ограничения (обременения) или прекращения права на жилое или нежилое помещение
в многоквартирных домах одновременно является государственной регистрацией
неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее
имущество.
В соответствии с п. 2 ст. 83 Налогового
кодекса постановка на учет в налоговом органе организаций осуществляется
независимо от наличия обстоятельств, с которыми Налоговый кодекс связывает
возникновение обязанности по уплате того или иного налога или сбора.
Постановка на учет, снятие с учета
организации в налоговом органе по месту нахождения принадлежащего ей
недвижимого имущества осуществляются на основании сведений, сообщаемых
органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра
недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и
сделок с ним. Организация подлежит постановке на учет в налоговых органах по
месту нахождения недвижимого имущества, принадлежащего ей на праве собственности,
праве хозяйственного ведения или оперативного управления (п. 5 ст. 83
Налогового кодекса).
В случае
возникновения у налогоплательщиков затруднений с определением места постановки
на учет решение на основе представленных ими
данных принимается налоговым органом. Налоговые органы на основе имеющихся
данных и сведений о налогоплательщиках обязаны обеспечить постановку их на учет
(п. п. 9 и 10 ст. 83 Налогового кодекса).
Пунктом 1 ст. 392 Налогового кодекса
определено, что налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в
общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков,
являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле
в общей долевой собственности.
Согласно п. 1 ст. 37 Жилищного кодекса
доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме
собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади
указанного помещения.
Таким образом, доля в праве общей долевой
собственности на общее имущество в многоквартирном доме для каждого
налогоплательщика будет равняться частному от деления площади помещения,
находящегося в собственности налогоплательщика, и общей площади всех помещений,
принадлежащих собственникам.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
21.07.2010