Проблемная ситуация: В феврале 2010 г. организация (в
качестве нового арендатора) заключила соглашения о переуступке прав и
обязанностей по договорам аренды земельного участка (далее - соглашения).
В соответствии с условиями первого
соглашения новый арендатор принял на себя права и обязанности по договору
аренды земельного участка в полном объеме, включая имеющуюся на момент
заключения соглашения задолженность прежнего арендатора по арендной плате перед
арендодателем, сумма которой указана в соглашении. Указанную задолженность
новый арендатор должен оплатить непосредственно арендодателю. Кроме того, за
переуступку прав аренды новый арендатор уплачивает прежнему арендатору плату в
виде фиксированной денежной суммы.
В соответствии с условиями второго
соглашения новый арендатор принял на себя права и обязанности по договору
аренды земельного участка в полном объеме, включая имеющуюся на момент
заключения соглашения задолженность прежнего арендатора по арендной плате перед
арендодателем, сумма которой указана в соглашении. Указанную задолженность
новый арендатор должен оплатить непосредственно арендодателю. Кроме того, за
переуступку прав аренды новый арендатор уплатил прежнему арендатору плату в
размере годовой арендной платы по договору аренды земельного участка.
Учитывается ли плата за переуступку прав
аренды (в виде фиксированной денежной суммы или в размере годовой арендной
платы) в целях налогообложения налогом на прибыль в составе прочих расходов,
связанных с производством и реализацией?
Учитывается ли сумма задолженности
прежнего арендатора по арендной плате, которую новый арендатор в соответствии с
условиями соглашений должен оплатить арендодателю, в целях налогообложения
налогом на прибыль в составе прочих расходов, связанных с производством и
реализацией?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 21 июля 2010 г. N 03-03-06/1/472
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросам переуступки прав и обязанностей
по договорам аренды земельного участка в целях налогообложения прибыли и
сообщает следующее.
В соответствии со ст. 252 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении налоговой базы по
налогу на прибыль организаций налогоплательщик уменьшает полученные доходы на
сумму произведенных расходов.
Согласно п. 16 ст. 270 Кодекса при
определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются
расходы в виде безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных
прав) и расходов, связанных с такой передачей.
В соответствии с п.
2 ст. 248 Кодекса для целей гл. 25 Кодекса имущество (работы, услуги) или
имущественные права считаются полученными безвозмездно, если получение этого
имущества (работ, услуг) или имущественных прав не связано с возникновением у
получателя обязанности передать имущество (имущественные права) передающему
лицу (выполнить для передающего лица работы, оказать передающему лицу услуги).
Соглашения о переуступке прав и
обязанностей по договорам аренды земельного участка не обязывают организацию,
переуступающую право аренды имущества (прежнего арендатора), совершить передачу
имущества, имущественного права, поскольку переуступка права аренды земельного
участка не является ни одним из указанных объектов гражданских прав.
Таким образом,
передача обществом денежных средств в пользу прежнего арендатора в виде
фиксированной суммы за переуступку прав аренды, а также суммы в размере годовой
арендной платы в целях налогообложения прибыли является безвозмездной передачей
имущества, стоимость которого, согласно п. 16 ст. 270 Кодекса, не учитывается
при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Аналогичный порядок распространяется на
сумму задолженности прежнего арендатора по арендной плате, которую новый
арендатор, в соответствии с условиями соглашений, должен оплатить арендодателю.
Одновременно сообщаем, что настоящее
письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил,
конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым
актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138
направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер
по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах
и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах
в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
21.07.2010