Проблемная ситуация: Организация (завод) на основании
договоров купли-продажи приобрела компрессор на сумму 211 865 руб. без НДС и
станки токарные, горизонтально-расточные и плоско-шлифовальные,
всего 9 шт. на общую сумму 1 949 153 руб. без НДС. Приобретенные основные средства
на основании соответствующих приказов генерального директора завода, актов по
форме ОС-1 были приняты к учету и введены в эксплуатацию: компрессор - с
25.05.2007, станки - с 31.08.2007. Оплата в адрес продавца произведена на его
расчетный счет с расчетного счета организации. Приобретенные основные средства
отвечают всем признакам амортизируемого имущества.
Налоговым органом в ходе выездной
налоговой проверки сделан вывод об отсутствии реального осуществления
деятельности контрагента организации, у которого приобретены основные средства.
В связи с данным фактом налоговым органом исключены из состава расходов
амортизационные начисления по вышеперечисленным объектам.
При этом налоговым органом факт наличия
станков и использование их в деятельности не отрицается. Замечаний к исчислению
налога на имущество у налогового органа по данным основным средствам так же
нет.
Кроме того, нормы НК РФ по начислению
амортизации позволяют начислять амортизацию на основные средства, как
полученные на безвозмездной основе, так и выявленные в ходе инвентаризации,
т.е. даже тогда, когда нет фактических затрат на их приобретение либо источник
их приобретения не установлен.
Вправе ли организация в целях исчисления
налога на прибыль начислять амортизацию в случае, если налоговым органом не
оспаривается наличие, стоимость и использование в деятельности основных
средств, но имеются претензии к продавцу указанных основных средств?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 21 июля 2010 г. N 03-03-06/1/477
Департамент
налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета в
целях налогообложения прибыли сумм начисленной амортизации и сообщает, что в
соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство
финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения налогоплательщикам,
плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства
Российской Федерации о налогах и сборах.
Консультирование указанных лиц по выбору наиболее оптимального для налогоплательщика
порядка уплаты налога, проведение экспертизы договоров, учредительных и иных
документов организаций, методик оценки показателей хозяйственной деятельности
этих лиц, а также оценка конкретных хозяйственных операций к обязанностям
Минфина России не относятся.
Одновременно сообщаем следующее.
В соответствии со
ст. 256 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) амортизируемым
имуществом в целях гл. 25 Кодекса признаются имущество, результаты
интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности,
которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не
предусмотрено гл. 25 Кодекса), используются им для извлечения дохода и
стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного
использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 20 000 руб.
При этом в соответствии с п. 1 ст. 252
Кодекса расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные
затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные
(понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются
экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально
подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами,
оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо
документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота,
применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены
соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими
произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о
командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в
соответствии с договором). Расходами
признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления
деятельности, направленной на получение дохода.
По вопросу о добросовестности
налогоплательщика при заключении сделок сообщается следующее.
Налогоплательщики
обязаны представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и
порядке, которые предусмотрены Кодексом, оформленные надлежащим образом
документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, другие документы,
необходимые для налоговых проверок (пп. 6 п. 1 ст. 23,
пп. 1 п. 1 ст. 31, ст. 88, п. п. 9 и 12 ст. 89, ст.
ст. 93 и 93.1 Кодекса).
Представляется, что
меры, включающие в себя получение налогоплательщиком от контрагента копии
свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, проверку факта занесения
сведений о контрагенте в Единый государственный реестр юридических лиц,
получение доверенности или иного документа, уполномочивающего то или иное лицо
подписывать документы от лица контрагента, использование официальных источников
информации, характеризующих деятельность контрагента, предпринимаемые
налогоплательщиком в целях подтверждения добросовестности его контрагента, свидетельствуют о его осмотрительности и осторожности
при выборе контрагента.
Согласно п. п. 1, 7 и 9 Постановления
Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53
судебная практика разрешения налоговых споров исходит из презумпции
добросовестности налогоплательщиков и иных участников правоотношений в сфере
экономики.
Если суд на основании оценки
представленных налоговым органом и налогоплательщиком доказательств придет к выводу о том, что налогоплательщик для целей
налогообложения учел операции не в соответствии с их действительным
экономическим смыслом, суд определяет объем прав и обязанностей
налогоплательщика, исходя из подлинного экономического содержания
соответствующей операции.
Установление судом наличия разумных
экономических или иных причин (деловой цели) в действиях налогоплательщика
осуществляется с учетом оценки обстоятельств, свидетельствующих о его
намерениях получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской
или иной экономической деятельности.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
21.07.2010