Проблемная ситуация: Основным видом деятельности
организации является осуществление перевозок речным транспортом. Организация
имеет лицензию на осуществление данного вида деятельности.
Грузовые перевозки осуществляются
посредством договора тайм-чартера (сдача судов в
аренду с экипажем, состоящим в штате организации).
Выручка, полученная от сдачи судов в
тайм-чартер, имеет наибольший удельный вес в общем объеме выручки организации.
Также часть судов сдается организацией в аренду без экипажа. Выручка,
полученная от сдачи судов в аренду без экипажа, значительно меньше выручки,
полученной от сдачи судов в тайм-чартер.
Предоставляется ли организации льгота по
транспортному налогу, предусмотренная пп. 4 п. 2 ст.
358 НК РФ, в отношении всех судов, принадлежащих организации на праве
собственности, как занятых, так и не занятых в осуществлении перевозок, если
основным видом деятельности организации является перевозка грузов и имеется
лицензия на осуществление данного вида деятельности?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 22 июля 2010 г. N 03-05-06-04/189
Департамент
налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу
освобождения от уплаты транспортного налога и сообщает, что в соответствии с
Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным Приказом
Минфина России от 23.03.2005 N 45н, в Минфине России не рассматриваются по
существу обращения по практике применения нормативных правовых актов
министерства, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Одновременно
сообщаем, что в соответствии с пп. 4 п. 2 ст. 358
Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не являются объектом
налогообложения пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда,
находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного
управления) организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом
деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок.
По мнению Департамента, подтверждением
того, что основным видом деятельности организации является осуществление
пассажирских и (или) грузовых перевозок, являются:
1) положения учредительных документов
(учредительный договор, устав, положение и другие документы), определяющие
пассажирские и (или) грузовые перевозки в качестве основного вида деятельности,
цели создания организации;
2) наличие действующей лицензии на
осуществление грузовых перевозок и (или) пассажирских перевозок.
Кроме того, подтверждением того, что
основным видом деятельности организации является осуществление пассажирских и
(или) грузовых перевозок, могут также являться:
- получение выручки от пассажирских и
грузовых перевозок;
- систематическое выполнение пассажирских
и (или) грузовых перевозок в течение навигации (для водных транспортных
средств);
- наличие установленной законодательством
отчетности (в том числе статистической) по выполненным перевозкам пассажиров и
(или) грузов.
При этом под деятельностью по
осуществлению пассажирских и (или) грузовых перевозок необходимо понимать
деятельность по перевозке пассажиров, багажа, грузов или почты на основании
договоров перевозки в соответствии с гл. 40 Гражданского кодекса Российской
Федерации.
Перевозка пассажиров, их багажа, грузов,
почтовых отправлений, а также соответствующие договоры перевозки
регламентируются:
гл. XIII и XIV Кодекса внутреннего
водного транспорта Российской Федерации;
гл. VIII и IX Кодекса торгового
мореплавания Российской Федерации.
Таким образом, льгота по пп. 4 п. 2 ст. 358 Кодекса предоставляется организации в
отношении всех транспортных средств, находящихся в собственности (на праве
хозяйственного ведения или оперативного управления), если пассажирские и
грузовые перевозки являются основным видом деятельности организации.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
22.07.2010