Проблемная ситуация: Государственное образовательное
учреждение в 2009 г. участвовало в нескольких конкурсах на выполнение
научно-исследовательских работ в рамках реализации федеральной целевой
программы и заключило государственные контракты с федеральными и республиканскими
органами исполнительной власти. Облагаются ли указанные работы НДС? Включаются
ли в налоговую базу по налогу на прибыль полученные средства по заключенным
государственным контрактам, если в сметах расходов этих средств заказчиками госконтрактов уплата налога на прибыль не
предусматривалась?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 22 июля 2010 г. N 03-03-06/4/68
В Департаменте
налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено письмо по вопросам
налогообложения работ, выполняемых в рамках государственных контрактов, и
сообщается, что согласно п. 11.4 Регламента Министерства финансов Российской
Федерации, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от
23.03.2005 N 45н, обращения организаций по проведению экспертизы договоров и
оценке конкретных хозяйственных ситуаций в Департаменте не рассматриваются.
Одновременно сообщается, что на основании
пп. 1 п. 1 ст. 146 гл. 21 "Налог на добавленную
стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) объектами
налогообложения признаются операции по реализации товаров, выполнению работ,
оказанию услуг на территории Российской Федерации независимо от источника
финансирования. При этом ст. 149 НК РФ установлен перечень операций,
освобождаемых от налогообложения налогом на добавленную стоимость.
Так, на основании пп.
26 п. 2 ст. 149 НК РФ от налогообложения налогом на добавленную стоимость
освобождается передача исключительных прав на ряд результатов интеллектуальной
деятельности, в том числе изобретения, промышленные образцы, секреты
производства (ноу-хау), а также передача прав на использование указанных
результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора.
Кроме того, пп. 16 п. 3 ст. 149 НК РФ предусмотрено освобождение от
налогообложения налогом на добавленную стоимость выполнения
научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств
бюджетов, а также средств Российского фонда фундаментальных исследований,
Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей в
соответствии с законодательством Российской Федерации внебюджетных фондов
министерств, ведомств, ассоциаций; выполнения
научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ учреждениями
образования и научными организациями на основе хозяйственных договоров.
В соответствии с пп. 16.1 п. 3 ст. 149 НК РФ от налогообложения налогом на
добавленную стоимость освобождено выполнение организациями
научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ,
относящихся к созданию новых продукции и технологий или к усовершенствованию
производимой продукции и технологий, если в состав научно-исследовательских,
опытно-конструкторских и технологических работ включаются виды деятельности,
предусмотренные данным подпунктом.
Объектом налогообложения по налогу на
прибыль организаций согласно ст. 247 НК РФ являются доходы от реализации
товаров, работ, услуг, имущественных прав и внереализационные доходы,
уменьшенные на величину произведенных расходов в порядке, установленном НК РФ.
В ст. 321.1 НК РФ
предусмотрено, что налогоплательщики - бюджетные учреждения, финансируемые за
счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации или получающие
средства в виде оплаты медицинских услуг, оказанных гражданам в рамках
территориальной программы обязательного медицинского страхования, а также
получающие доходы от иных источников, в целях налогообложения обязаны вести
раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках
целевого финансирования и за счет иных
источников.
В целях налогообложения прибыли иными
источниками - доходами от коммерческой деятельности признаются доходы бюджетных
учреждений, получаемые от юридических и физических лиц по операциям реализации
товаров, работ, услуг, имущественных прав, и внереализационные доходы.
Налоговая база бюджетных учреждений
определяется как разница между полученной суммой дохода от реализации товаров,
выполненных работ, оказанных услуг, суммой внереализационных доходов (без учета
налога на добавленную стоимость, акцизов по подакцизным товарам) и суммой
фактически осуществленных расходов, связанных с ведением коммерческой
деятельности.
Доходы, не учитываемые при определении
налоговой базы налогоплательщиков, в том числе средства целевого финансирования
и целевые поступления, определены ст. 251 НК РФ, их перечень является
исчерпывающим.
Согласно пп. 14
п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль
организаций не учитываются доходы в виде имущества, полученного
налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. К средствам целевого
финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и
использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом)
- источником целевого финансирования, в частности, в виде бюджетных
ассигнований, выделяемых бюджетным учреждениям.
Таким образом, средствами целевого
финансирования признаются средства, выделяемые бюджетному учреждению в виде
бюджетных ассигнований.
Реализацией товаров, работ или услуг
организацией признается соответственно передача на возмездной основе (в том
числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары,
результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание
услуг одним лицом другому лицу (ст. 39 НК РФ).
Как следует из запроса, государственное
образовательное учреждение выполняло работы по государственным контрактам за
плату, то есть на возмездной основе.
Следовательно, средства, получаемые
государственным образовательным учреждением за выполненные работы по
государственным контрактам, являются выручкой от реализации (ст. 249 НК РФ) и,
соответственно, должны учитываться при определении налоговой базы по налогу на
прибыль организаций в порядке, определенном гл. 25 НК РФ.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
22.07.2010