Проблемная ситуация: О признании правоустанавливающего
документа на земельный участок (земельную долю) основанием для уплаты
земельного налога.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 28 июля 2010 г. N 03-05-06-02/71
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение и сообщает следующее.
В соответствии со ст. 65 Земельного
кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации
является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог
и арендная плата.
В соответствии с п.
1 ст. 387 гл. 31 "Земельный налог" Налогового кодекса Российской
Федерации (далее - Кодекс) земельный налог устанавливается Кодексом и
нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных
образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга),
вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и
нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных
образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и обязателен к уплате на
территориях этих муниципальных образований и указанных субъектов Российской
Федерации.
На основании п. 1 ст. 388 Кодекса
налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица,
обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в
соответствии со ст. 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного
(бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Пунктом 1 ст. 131 Гражданского кодекса
Российской Федерации установлено, что право собственности и другие вещные права
на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и
прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном
реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на
недвижимость и сделок с ней.
Также следует иметь
в виду, что согласно п. 4 ст. 8 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ
"О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской
Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также
о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений
законодательных актов) Российской Федерации" в случае отсутствия в Едином
государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информации о существующих правах на
земельные участки налогоплательщики по земельному налогу определяются на
основании государственных актов, свидетельств и других документов,
удостоверяющих права на землю и выданных физическим или юридическим лицам до
вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О
государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"
(далее - Федеральный закон N 122-ФЗ), которые в
соответствии с законодательством имеют равную юридическую силу с записями в
Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним,
либо на основании актов, изданных органами государственной власти или органами
местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном
законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их
издания, о предоставлении земельных участков.
В соответствии с Федеральным законом от
24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного
назначения" (далее - Федеральный закон N 101-ФЗ) земельная доля,
полученная при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу
Федерального закона N 101-ФЗ, является долей в праве общей собственности на
земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
Статьей 18
Федерального закона N 101-ФЗ определено, что свидетельства о праве на земельные
доли, выданные до вступления в силу Федерального закона N 122-ФЗ, а при их
отсутствии выписки из принятых до вступления в силу Федерального закона N
122-ФЗ решений органов местного самоуправления о приватизации
сельскохозяйственных угодий, удостоверяющие права на земельную долю, имеют
равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и
сделок с ним.
Учитывая изложенное, основанием для
уплаты земельного налога является наличие у налогоплательщика
правоустанавливающего документа на земельный участок (земельную долю).
Одновременно
отмечаем, что согласно Положению о Министерстве сельского хозяйства Российской
Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от
12.06.2008 N 450, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по выработке и реализации государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (в части,
касающейся земель сельскохозяйственного назначения), по государственному
мониторингу таких земель, является Минсельхоз России.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
28.07.2010