Проблемная ситуация: Организация оказывает услуги по
железнодорожным перевозкам грузов на основании транспортно-экспедиторских и
агентских договоров. На балансе организации имеются железнодорожные вагоны,
которые организация предоставляет для перевозки грузов по определенному
маршруту и за вознаграждение. Услуги по возврату порожних вагонов,
осуществляемые по заявкам организации другим экспедитором, являются для
организации расходами по основному виду деятельности. Экспедитор, оказывающий
организации услуги по перевозке порожних вагонов, предоставляет акт оказанных
услуг, счет-фактуру. Оригиналы железнодорожных накладных отсутствуют в связи с
переходом на работу в автоматизированной системе, т.е. железнодорожные
накладные оформляются в электронном виде с применением электронно-цифровой
подписи. Достаточно ли вышеперечисленных документов для принятия расходов в
целях исчисления налога на прибыль?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 28 июля 2010 г. N 03-03-06/1/491
Департамент налоговой и таможенно-тарифной
политики рассмотрел письмо по вопросу учета расходов и сообщает следующее.
В соответствии с п.
1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) расходами
признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях,
предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные)
налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются
экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными
расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
Расходами признаются любые затраты при
условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на
получение дохода.
Согласно п. п. 1, 2 и 7 ст. 9
Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"
все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться
оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными
документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Первичные учетные документы принимаются к
учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных
форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не
предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты,
установленные п. 2 ст. 9 вышеуказанного Федерального закона.
Первичные и сводные учетные документы
могут составляться на бумажных и машинных носителях информации. В последнем
случае организация обязана изготовлять за свой счет копии таких документов на
бумажных носителях для других участников хозяйственных операций, а также по
требованию органов, осуществляющих контроль в соответствии с законодательством
Российской Федерации, суда и прокуратуры.
Пунктами 1 и 2 ст.
1 Федерального закона от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой
подписи" установлено, что целью данного Федерального закона является
обеспечение правовых условий использования электронной цифровой подписи в
электронных документах, при соблюдении которых электронная цифровая подпись в
электронном документе признается равнозначной собственноручной подписи в
документе на бумажном носителе.
Действие вышеуказанного Федерального
закона распространяется на отношения, возникающие при совершении
гражданско-правовых сделок и в других предусмотренных законодательством
Российской Федерации случаях.
Таким образом, накладная, оформленная в
электронном виде и подписанная электронной цифровой подписью, может являться
одним из документов, подтверждающих расходы, осуществленные налогоплательщиком.
Одновременно сообщаем, что мнение
Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или
общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является
нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина
России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет
информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства
Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налоговым органам,
налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться
нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от
трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
28.07.2010