Проблемная ситуация: О порядке начисления амортизации
в целях налога на прибыль в отношении движимого имущества, право собственности на которое не подлежит госрегистрации.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 29 июля 2010 г. N 03-03-06/1/492
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о порядке начисления амортизации
в целях налогообложения прибыли и сообщает следующее.
В соответствии с п.
1 ст. 256 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс)
амортизируемым имуществом в целях гл. 25 Кодекса признаются имущество,
результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной
собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности
(если иное не предусмотрено гл. 25 Кодекса), используются им для извлечения
дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного
использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 20 000 руб.
Согласно п. 4 ст. 259 Кодекса начисление
амортизации по объектам амортизируемого имущества начинается с 1-го числа
месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию.
Пункт 11 ст. 258 Кодекса определяет, что
основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации в
соответствии с законодательством Российской Федерации, включаются в состав
соответствующей амортизационной группы с момента документально подтвержденного
факта подачи документов на регистрацию указанных прав.
Учитывая изложенное, по объектам основных
средств, права на которые подлежат государственной регистрации, начисление
амортизации начинается с момента документально подтвержденного факта подачи
документов на регистрацию прав при соблюдении иных условий, установленных
Кодексом.
В соответствии с п. 1 ст. 130
Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) к
недвижимому имуществу относятся земельные участки, участки недр и все, что
прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без
несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения,
объекты незавершенного строительства.
Право собственности и другие вещные права
на недвижимое имущество, ограничение этих прав, их возникновение, переход и
прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном
реестре (п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса).
Таким образом, требование государственной
регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимое имущество установлено
гражданским законодательством, а не законодательством о налогах и сборах, как
ошибочно указано в письме.
Квалификация объектов основных средств в качестве движимого или недвижимого имущества
осуществляется на основании Гражданского кодекса и не является предметом
регулирования Кодекса.
При этом такая квалификация
осуществляется применительно к каждому отдельному объекту основных средств.
Как указывалось выше, одним из критериев
в определении амортизируемого имущества в ст. 256 Кодекса является наличие
права собственности на соответствующий объект имущества. При этом
правоотношения по поводу возникновения прав собственности не являются предметом
регулирования Кодекса, а регулируются гражданским законодательством.
Право собственности на недвижимые вещи, с
учетом ст. 131 Гражданского кодекса, удостоверяется наличием государственной
регистрации в едином государственном реестре. В отношении движимого имущества
такое требование гражданским законодательством не установлено.
Таким образом, имущество, не являющееся
недвижимым имуществом, и, следовательно, право собственности
на которое не подлежит государственной регистрации в едином государственном
реестре в соответствии с положениями Гражданского кодекса, удовлетворяющее
критериям, предусмотренным ст. 256 Кодекса, амортизируется с 1-го числа месяца,
следующего за месяцем, в котором оно было введено в эксплуатацию.
По нашему мнению, вышеизложенное
исключает необходимость внесения изменений в п. 11 ст. 258 Кодекса.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И.В.ТРУНИН
29.07.2010