| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Вопрос: В соответствии с п. 4 ст. 340 НК РФ (далее - Кодекс) в случае отсутствия у налогоплательщика реализации добытого полезного ископаемого в целях исчисления НДПИ налогоплательщик применяет способ оценки стоимости добытых полезных ископаемых исходя из расчетной стоимости.

При определении расчетной стоимости добытого полезного ископаемого учитываются, в частности, прочие расходы, определяемые в соответствии со ст. 264 Кодекса.

В состав прочих расходов в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 264 Кодекса входят суммы налогов и сборов, за исключением перечисленных в ст. 270 Кодекса.

Статьей 272 Кодекса установлено, что расходы, принимаемые для целей налогообложения при методе начисления, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты. Датой осуществления прочих расходов в виде сумм налогов признается дата их начисления. Основанием для учета подобных расходов будут являться суммы, отраженные в налоговых декларациях по налогу, подлежащие уплате в бюджет. Подобные расходы учитываются в том периоде, за который представляются декларации.

Таким образом, согласно положениям действующего налогового законодательства при исчислении суммы НДПИ за текущий налоговый период в расчетную стоимость добытого полезного ископаемого следует включать сумму НДПИ за этот же период.

Вместе с тем гл. 26 "Налог на добычу полезных ископаемых" Кодекса не содержит положений, регламентирующих порядок расчета суммы НДПИ за текущий налоговый период для ее включения в расчетную стоимость этого же налогового периода в целях исчисления НДПИ за налоговый период.

Кроме того, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в Определениях от 21.07.2008 N 8789/08, от 29.10.2008 N 13633/08, от 22.01.2009 N ВАС-17393/08 признал включение в расчетную стоимость добытого полезного ископаемого за текущий налоговый период суммы НДПИ за этот же период нарушением действующего налогового законодательства и общих принципов налогообложения.

Включение в расчетную стоимость текущего налогового периода суммы НДПИ за предыдущий налоговый период, по мнению ФНС России, также противоречит действующему налоговому законодательству.

В силу п. 1 ст. 38, п. 1 ст. 44 Кодекса обязанность исчисления и уплаты налога возникает у налогоплательщика при наличии у него объекта налогообложения и налоговой базы.

Объект налогообложения как совокупность налогозначимых операций является сформировавшимся к моменту окончания налогового периода. При этом он формируется применительно не к отдельным финансово-хозяйственным операциям или иным имеющим значение для налогообложения фактам, а к совокупности соответствующих операций, имевших место в течение налогового периода.

Это означает, что возникновение обязанности по уплате налога определяется наличием объекта налогообложения и налоговой базы, а не наступлением последней даты срока, в течение которого налог должен быть исчислен и уплачен.

Таким образом, датой возникновения обязанности по уплате налога является дата окончания налогового периода, а не дата представления налоговой декларации или дата окончания срока уплаты налога.

В соответствии с п. 2 ст. 343 Кодекса сумма НДПИ исчисляется по итогам каждого налогового периода. При этом согласно ст. 341 Кодекса налоговым периодом по НДПИ признается календарный месяц.

На основании п. 4 ст. 340 Кодекса при определении расчетной стоимости добытого полезного ископаемого учитываются расходы, произведенные налогоплательщиком в налоговом периоде.

В соответствии с Порядком заполнения налоговой декларации по НДПИ, утвержденным Приказом Минфина России от 29.12.2006 N 185н, в разд. 3 "Оценка стоимости единицы добытого полезного ископаемого исходя из расчетной стоимости" налоговой декларации по НДПИ указываются прямые и косвенные расходы, относящиеся к добытым в налоговом периоде полезным ископаемым.

Учитывая изложенное, сумма НДПИ, исчисленного за предыдущий налоговый период, не может учитываться при определении расчетной стоимости полезного ископаемого, добытого в текущем налоговом периоде, поскольку она не относится к числу расходов текущего периода.

Данная позиция подтверждается также Письмом Минфина России от 15.05.2007 N 03-06-06-01/19.

В связи с изложенным можно отметить следующее.

При определении расчетной стоимости добытого полезного ископаемого не учитываются расходы, предусмотренные ст. 270 Кодекса (п. 4 ст. 340 Кодекса).

В соответствии с п. 4 ст. 270 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде суммы налога, а также суммы платежей за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду.

Нормами гл. 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса определен порядок исчисления налога на прибыль организаций, источником уплаты которого является разница между доходами и расходами налогоплательщика по результатам финансово-хозяйственной деятельности за год. При этом налог на добычу полезных ископаемых является одним из обоснованных расходов, учитываемых в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.

В первоначальной редакции п. 4 ст. 270 Кодекса был изложен в следующем содержании: "в виде сумм налога на прибыль и платежей за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду".

В связи с введением в действие Федеральным законом от 08.08.2001 N 126-ФЗ гл. 26 Кодекса положения гл. 25 Кодекса по порядку признания расходов стали применяться не только при определении налогооблагаемой прибыли, но и при определении расчетной стоимости добытого полезного ископаемого. При этом из содержания п. 4 ст. 270 Кодекса Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ были исключены слова "на прибыль".

Тем самым законодатель фактически предусмотрел, что под налогом в смысле п. 4 ст. 270 Кодекса должен пониматься тот налог, в целях исчисления которого применяется данная норма в конкретном случае: это может быть как налог на прибыль (при исчислении налога на прибыль), так и НДПИ (при исчислении НДПИ).

Учитывая изложенное, суммы налога на добычу полезных ископаемых ни за текущий налоговый период, ни за предыдущий в составе расходов, формирующих расчетную стоимость добытого полезного ископаемого, в силу прямого указания закона учитываться не должны.

Насколько правомерна данная позиция?

 

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 2 августа 2010 г. N 03-06-05-01/84

 

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу включения сумм налога на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) в расчетную стоимость добытого полезного ископаемого в связи с принятием Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 01.12.2009 N 1484-О-О и Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.12.2009 N 11715/09 и сообщает следующее.

Согласно указанному Определению Конституционного Суда Российской Федерации основания для того, чтобы не включать суммы НДПИ в состав расчетной стоимости, отсутствуют.

При этом, по мнению Конституционного Суда Российской Федерации, разрешение вопроса об исключении НДПИ из состава расходов, формирующих расчетную стоимость полезного ископаемого, является прерогативой федерального законодателя, а разрешение споров о том, может ли НДПИ включаться в такие расходы в зависимости от налогового периода, по итогам которого он исчислен или уплачен, относится к компетенции арбитражного суда.

В то же время гл. 26 "Налог на добычу полезных ископаемых" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) механизм расчета суммы НДПИ за текущий налоговый период для учета ее в расчетной стоимости добытого полезного ископаемого этого же налогового периода не предусмотрен.

Кроме того, гл. 26 Кодекса при исчислении сумм НДПИ не предусмотрена возможность учета в расходах суммы НДПИ, исчисленной за предыдущий налоговый период.

Таким образом, правовой механизм для учета сумм НДПИ в составе расходов, учитываемых при исчислении налоговой базы по НДПИ, Кодексом не установлен.

С учетом изложенного при решении рассматриваемого вопроса полагаем необходимым руководствоваться п. 7 ст. 3 Кодекса, согласно которому все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

 

Директор Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

И.В.ТРУНИН

02.08.2010

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2024