Вопрос: Об урегулировании ситуации в связи с наличием на счетах
Федерального казначейства сумм поступлений в иностранной валюте,
перечисленных в 2003 - 2006 гг. иностранными организациями за физических лиц,
зарегистрированных в налоговых органах, в уплату НДФЛ.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 2 августа 2010 г. N 02-04-07/2901
Министерство финансов Российской
Федерации рассмотрело обращение по вопросу урегулирования
ситуации в связи с наличием на счетах Федерального казначейства сумм поступлений
в иностранной валюте, перечисленных в 2003 - 2006 гг. иностранными
организациями за физических лиц, зарегистрированных в налоговых органах, в
уплату налога на доходы физических лиц, и сообщает следующее.
Согласно п. 1 ст. 207 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) налогоплательщиками налога на
доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми
резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от
источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами
Российской Федерации.
При этом в ряде
случаев в соответствии с п. 1 ст. 226 Налогового кодекса обязанность по
исчислению, удержанию у налогоплательщиков и уплате налога на доходы физических
лиц в бюджетную систему Российской Федерации возлагается на налоговых агентов -
российские организации, индивидуальных предпринимателей, нотариусов,
занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, а
также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской
Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы,
подлежащие налогообложению.
Таким образом, иностранные организации, в
соответствии с положениями п. 1 ст. 226 Налогового кодекса, не признаются
налоговыми агентами, исполняющими обязанности по исчислению, удержанию и уплате
сумм налога на доходы физических лиц.
Кроме того, согласно п. 2 ст. 226
Налогового кодекса исчисление сумм и уплата налога производятся в отношении
всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за
исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога
осуществляются в соответствии со ст. ст. 214.1, 227, 227.1 и 228 Налогового
кодекса.
Согласно пп. 1 и 3 п. 1 и п. 3 ст. 228 Налогового кодекса физические
лица, получающие вознаграждения от физических лиц и организаций, не являющихся
налоговыми агентами, на основе заключенных трудовых договоров и договоров
гражданско-правового характера, включая доходы по договорам найма или договорам
аренды любого имущества, а также физические лица - налоговые резиденты
Российской Федерации, получающие доходы от источников, находящихся за пределами Российской Федерации, исчисление, декларирование и уплату
налога на доходы физических лиц производят самостоятельно по итогам налогового
периода.
Перечисление на счета Федерального
казначейства иными физическими лицами и организациями средств в уплату налога
на доходы физических лиц (далее - налог) в силу действия норм ст. 45 Налогового
кодекса не является надлежащим исполнением обязанности по уплате указанного
налога.
В этой связи
уплаченные иностранными организациями суммы в счет уплаты налога за физических
лиц не могут быть отнесены Федеральным казначейством к платежам в бюджетную
систему Российской федерации.
В соответствии с п.
10 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему
Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы
Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 06.09.2008 N 92н
(далее - Порядок N 92н), вышеназванные поступления подлежат учету по коду
бюджетной классификации "1 17 01010 01 0000 180 Невыясненные поступления,
зачисляемые в федеральный бюджет".
При этом главным администратором
указанных поступлений является Федеральное казначейство.
Согласно п. 12 Порядка N 92н суммы
невыясненных поступлений, по которым не имеется оснований для отнесения их к
налогам, сборам и иным платежам, подлежащим перечислению в бюджет, подлежат
возврату органами Федерального казначейства плательщику по его заявлению.
Иного порядка возврата указанных
поступлений бюджетным законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
Вместе с тем в
соответствии со ст. 234 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее -
Гражданский кодекс) лицо - гражданин или юридическое лицо, не являющееся
собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как
иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это
имущество (приобретательная давность) после истечения
определенного ст. 196 Гражданского кодекса срока исковой давности.
Таким образом, в силу действия названных
положений Гражданского кодекса РФ находящиеся на счетах Федерального
казначейства вышеуказанные средства, учитываемые как невыясненные поступления,
в течение 2011 - 2014 гг. (в зависимости от даты зачисления) подлежат уточнению
Федеральным казначейством на код бюджетной классификации "2 07 01000 01
0000 180 Прочие безвозмездные поступления в
федеральный бюджет".
Директор Департамента
бюджетной политики и методологии
А.М.ЛАВРОВ
02.08.2010