Проблемная ситуация: Постановлением
администрации области предусмотрено выделение денежных средств организациям
потребительской кооперации на возмещение части затрат на приобретение основных
средств, необходимых для закупки, переработки и сбыта сельскохозяйственной продукции,
включая транспортные средства, технологическое и холодильное оборудование, а
также затрат на покупку и установку оборудования для штрихкодирования,
подготовку, фасовку и упаковку продовольственной продукции и размещение рекламы
производимой продовольственной продукции. Предоставляемая финансовая
поддержка носит целевой характер. Главным распорядителем бюджетных средств
выступает Министерство сельского хозяйства и продовольствия области.
Пунктом 2 ст. 251 НК РФ установлено, что
при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются целевые
поступления, в том числе целевые поступления на содержание некоммерческих
организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от
других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными
получателями по назначению. К указанным целевым поступлениям на содержание
некоммерческих организаций и ведение им уставной деятельности в соответствии с пп. 3 п. 2 ст. 251 НК РФ относятся также суммы
финансирования из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской
Федерации, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов,
выделяемые на осуществление уставной деятельности некоммерческих организаций.
В ст. 78 Бюджетного кодекса РФ указано,
что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным
(муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам
- производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и
безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в
связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием
услуг. Кроме того, в соответствии со ст. 78.1 БК РФ некоммерческие организации
также могут быть получателями субсидий из бюджета, в случае если это
предусмотрено нормативно-правовыми актами Правительства РФ, высшего
исполнительного органа власти субъекта РФ, местной администрации.
Организации потребительской кооперации,
согласно ст. 116 Гражданского кодекса РФ, являются некоммерческими
организациями. Статьей 4 Закона РФ от 19.06.1992 N 3085-1 предусмотрено, что
потребительское общество создается за счет вступительных и паевых взносов,
осуществляет торговую, заготовительную, производственную, посредническую и иные
виды деятельности. В ст. 9 данного Закона указано, что устав потребительского
общества должен содержать предмет и цели деятельности потребительского
общества.
Подпадают ли
субсидии, полученные организациями потребительской кооперации, а также
хозяйственными обществами, единственными учредителями которых выступают
потребительские общества и их союзы, осуществляющие свою деятельность в
соответствии с Законом РФ от 19.06.1992 N 3085-1 в рамках постановления
администрации области, на возмещение произведенных затрат, под понятие
"целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение
ими уставной деятельности", определенное ст. 251 НК РФ в целях исчисления налога на прибыль, если
указанные затраты связаны с уставной деятельностью данных организаций:
торговой, заготовительной, производственной, посреднической и др.?
Каков порядок налогообложения субсидий в
зависимости от применяемого указанными организациями режима налогообложения:
УСН или в виде уплаты ЕНВД? Распространяются ли положения п. 2 ст. 251 НК РФ на
организации, применяющие УСН или уплачивающие ЕНВД?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 5 августа 2010 г. N 03-11-06/2/123
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о порядке налогообложения
субсидий, получаемых из бюджета на компенсацию произведенных затрат, и сообщает
следующее.
В соответствии с п.
п. 1 и 1.1 ст. 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс)
налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, при
определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации,
определяемые в соответствии со ст. 249 Кодекса, внереализационные доходы,
определяемые в соответствии со ст. 250 Кодекса, и не учитывают, в частности,
доходы, указанные в ст. 251 Кодекса.
Перечень средств, признаваемых средствами
целевого финансирования и целевыми поступлениями, в ст. 251 Кодекса установлен пп. 14 п. 1 и п. 2.
Согласно пп. 14
п. 1 ст. 251 Кодекса при формировании налоговой базы по налогу на прибыль не
учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках
целевого финансирования.
При этом к средствам целевого
финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и
использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом)
- источником целевого финансирования или федеральными законами, в частности, в
виде бюджетных ассигнований, выделяемых бюджетным учреждениям, а также в виде
субсидий автономным учреждениям.
В соответствии с п. 2 ст. 251 Кодекса при
определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций также не учитываются
целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных
товаров).
К ним относятся
целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими
уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов
государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов
управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от
других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными
получателями по назначению. При этом
налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести
раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых
поступлений.
Согласно ст. 6
Бюджетного кодекса РФ получателями бюджетных средств (получателями средств
соответствующего бюджета) могут являться органы государственной власти
(государственные органы), органы управления государственным внебюджетным
фондом, органы местного самоуправления, органы местной администрации,
находящиеся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств
бюджетные учреждения, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных
обязательств за счет средств соответствующего бюджета.
Бюджетное
учреждение - это государственное (муниципальное) учреждение, финансовое
обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию
государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в
соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет
средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы (документа,
устанавливающего в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты
бюджетных обязательств бюджетного учреждения).
Доходы организаций, не соответствующие
перечню средств и критериям целевого финансирования (целевых поступлений),
применяемым в целях Кодекса, учитываются в целях налогообложения прибыли в
порядке, установленном гл. 25 Кодекса.
Таким образом,
денежные средства в виде субсидий, полученные организациями (кроме автономных
учреждений) из бюджета в целях возмещения затрат или недополученных доходов в
связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием
услуг, признаются доходом в целях применения упрощенной системы налогообложения
и налога на прибыль организаций и подлежат налогообложению в порядке,
установленном, соответственно, гл. 26.2 и 25 Кодекса.
В части вопроса о порядке налогообложения
вышеуказанных сумм субсидий в случае, если их получателем является организация,
применяющая систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход
для отдельных видов деятельности, следует иметь в виду следующее.
В соответствии с п.
1 ст. 346.26 Кодекса система налогообложения в виде единого налога на вмененный
доход для отдельных видов деятельности устанавливается Кодексом, вводится в
действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных
районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и
Санкт-Петербурга и применяется наряду с общей системой налогообложения и иными
режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской
Федерации о налогах и сборах,
в отношении отдельных видов предпринимательской деятельности.
Согласно п. 4 ст. 346.26 Кодекса уплата
организациями единого налога на вмененный доход предусматривает освобождение в том числе от обязанности по уплате налога на
прибыль организаций (в отношении прибыли, полученной от предпринимательской
деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход).
Статьей 247 Кодекса установлено, что
прибылью для российских организаций в целях гл. 25 Кодекса признаются
полученные доходы, уменьшенные на величину расходов, которые определяются в
соответствии с названной главой Кодекса.
Пунктом 1 ст. 248 Кодекса установлено,
что к доходам в целях гл. 25 Кодекса относятся доходы от реализации товаров
(работ, услуг) и имущественных прав (далее - доходы от реализации) и
внереализационные доходы.
Статьей 69 Бюджетного кодекса РФ
предусмотрены бюджетные ассигнования на предоставление субсидий юридическим
лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям),
индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров,
работ, услуг.
Согласно п. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса
РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным
(муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам
- производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и
безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в
связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием
услуг.
Полученные из
бюджета бюджетные ассигнования в виде субсидий на возмещение недополученных
доходов в связи с реализацией товаров, выполнением работ или оказанием услуг по
ценам, регулируемым государственными или муниципальными органами власти,
осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым
налогом на вмененный доход, облагаться налогами в рамках иных режимов
налогообложения, в том числе в рамках упрощенной системы налогообложения, не
должны.
В то же время
субсидии, выделяемые из бюджетов разного уровня налогоплательщикам единого
налога на вмененный доход на цели, не связанные с возмещением недополученных
доходов в связи с реализацией товаров, выполнением работ или оказанием услуг по
ценам, регулируемым государственными или муниципальными органами власти,
подлежат включению в состав внереализационных доходов, учитываемых при определении
налоговой базы в соответствии с положениями гл. 25 или 26.2 Кодекса, если иное не предусмотрено Кодексом.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
05.08.2010