Проблемная ситуация: Физлицам в рамках реализации
Постановления Правительства РФ от 31.12.2008 N 1089 "О дополнительных
мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов
Российской Федерации" предоставляются субсидии на содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания
безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих
мест за счет средств бюджетной системы РФ.
Каков порядок налогообложения указанных
субсидий налогоплательщиками, применяющими УСН или систему налогообложения в
виде ЕНВД?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 6 августа 2010 г. N 03-11-06/2/124
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета выплат,
полученных на содействие самозанятости безработных
граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими
собственное дело, дополнительных рабочих мест за счет средств бюджетной системы
Российской Федерации, и сообщает следующее.
В части порядка
налогообложения сумм выплат, полученных на содействие самозанятости
безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами,
открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест за счет средств
бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с программами,
утвержденными соответствующими органами государственной власти, если их
получателем является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель,
применяющие упрощенную систему налогообложения, необходимо учитывать следующее.
В соответствии с абз. 4 и 5 п. 1 ст. 346.17 Налогового кодекса Российской
Федерации (далее - Кодекс), введенными в данную статью Кодекса Федеральным
законом от 05.04.2010 N 41-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую
Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты
Российской Федерации", суммы выплат, полученные на содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания
безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства
безработных граждан за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской
Федерации в соответствии с программами, утверждаемыми соответствующими органами
государственной власти, учитываются в составе доходов в течение трех налоговых
периодов с одновременным отражением соответствующих сумм в составе расходов в
пределах фактически осуществленных расходов каждого налогового периода,
предусмотренных условиями получения указанных сумм выплат.
В случае нарушения
условий получения указанных выплат суммы полученных выплат в полном объеме
отражаются в составе доходов налогового периода, в котором допущено нарушение.
Если по окончании третьего налогового
периода сумма полученных выплат превышает сумму расходов, учтенных в
соответствии с названным пунктом ст. 346.17 Кодекса, оставшиеся неучтенные
суммы в полном объеме отражаются в составе доходов этого налогового периода.
Если расходы, предусмотренные условиями
получения указанных сумм выплат, произведены полностью в течение первого
(первых двух) налогового периода, то полученные выплаты и осуществленные за
счет этих выплат расходы отражаются в налоговом учете в соответствующих
налоговых периодах.
Указанными нормами п. 1 ст. 346.17
Кодекса должны руководствоваться как налогоплательщики, применяющие упрощенную
систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, так и
налогоплательщики, применяющие указанную систему налогообложения с объектом
налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину произведенных расходов.
Названными
налогоплательщиками учет полученных выплат и сумм произведенных расходов
осуществляется в Книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных
предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, форма и
Порядок заполнения которой утверждены Приказом Минфина России от 31.12.2008 N 154н
"Об утверждении форм Книги учета доходов и расходов организаций и
индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему
налогообложения, Книги учета доходов индивидуальных предпринимателей,
применяющих упрощенную систему
налогообложения на основе патента, и Порядков их заполнения".
В части порядка налогообложения
вышеуказанных сумм выплат в случае, если их получателем является юридическое
лицо или индивидуальный предприниматель, применяющие систему налогообложения в
виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности,
необходимо иметь в виду следующее.
В соответствии с п.
1 ст. 346.26 Кодекса система налогообложения в виде единого налога на вмененный
доход для отдельных видов деятельности устанавливается настоящим Кодексом, вводится
в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных
районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и
Санкт-Петербурга и применяется наряду с общей системой налогообложения и иными
режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской
Федерации о налогах и сборах, в отношении отдельных видов предпринимательской
деятельности.
Согласно п. 4 ст. 346.26 Кодекса уплата
организациями единого налога предусматривает их освобождение от обязанности по
уплате налога на прибыль организаций (в отношении прибыли, полученной от
предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный
доход).
Статьей 247 Кодекса установлено, что
прибылью для российских организаций в целях гл. 25 Кодекса признаются
полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые
определяются в соответствии с названной главой Кодекса.
Пунктом 1 ст. 248 Кодекса установлено,
что к доходам в целях гл. 25 Кодекса относятся доходы от реализации товаров
(работ, услуг), имущественных прав и внереализационные доходы.
Статьей 69
Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) предусмотрены бюджетные
ассигнования на предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением
субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным
предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
Согласно п. 1 ст. 78 БК РФ субсидии
юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным)
учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам -
производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной
основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с
производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Полученные из
бюджета бюджетные ассигнования в виде субсидий на возмещение недополученных
доходов в связи с реализаций товаров, выполнением работ или оказанием услуг по
ценам, регулируемым государственными или муниципальными органами власти,
осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым
налогом на вмененный доход, облагаться налогами в рамках иных режимов
налогообложения, в том числе в рамках упрощенной системы налогообложения, не
должны.
В то же время
субсидии, выделяемые из бюджетов разного уровня налогоплательщикам единого
налога на вмененный доход на цели, не связанные с возмещением недополученных
доходов в связи с реализацией товаров, выполнением работ или оказанием услуг по
ценам, регулируемым государственными или муниципальными органами власти,
подлежат включению в состав внереализационных доходов, учитываемых при
определении налоговой базы в соответствии с положениями гл. 25 или 26.2 Кодекса, если иное не предусмотрено Кодексом.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
06.08.2010