Проблемная ситуация: О порядке
налогообложения НДС работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в
многоквартирном доме, осуществляемых управляющими организациями (далее - УК) с
привлечением третьих лиц, если подрядчиками привлечены субподрядчики; о
налогообложении НДС услуг по техническому обслуживанию домов, оказываемых УК
ЖСК; о налогообложении НДС работ по содержанию и ремонту общего имущества в
доме, выполняемых УК самостоятельно.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 6 августа 2010 г. N 03-07-11/345
В связи с письмом
по вопросам применения управляющими организациями освобождения от
налогообложения налогом на добавленную стоимость при выполнении работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества
в многоквартирном доме Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики
сообщает.
Согласно пп. 30 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации
(далее - Кодекс) от налогообложения налогом на добавленную стоимость
освобождается реализация работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества
в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) управляющими организациями,
товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными
специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях
удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание
внутридомовых инженерных систем, с
использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии
приобретения работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в
многоквартирном доме указанными налогоплательщиками у организаций и
индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих)
данные работы (услуги).
Таким образом, от налогообложения налогом
на добавленную стоимость освобождаются операции по реализации работ (услуг) по
содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществляемые
управляющими организациями, по стоимости, соответствующей стоимости
приобретения этих работ (услуг) у организаций и индивидуальных
предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы
(услуги). При этом привлечение данными организациями и индивидуальными
предпринимателями субподрядных организаций, по нашему мнению, не лишает
управляющие организации права на применение вышеуказанного освобождения от
налогообложения.
По вопросу налогообложения услуг по
техническому обслуживанию домов (содержание и текущий ремонт домов),
оказываемых управляющей компанией жилищно-строительному кооперативу, сообщаем.
В соответствии с п. 2 ст. 161 Жилищного
кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме
обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление
собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников
жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским
кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
Пунктом 2 ст. 162
Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что по договору управления
многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой
стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления
товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива
или органов управления иного специализированного потребительского кооператива)
в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять
работы по надлежащему содержанию и ремонту
общего имущества в таком доме.
Как следует из письма, организация
оказывает услуги по техническому обслуживанию домов (содержание и текущий
ремонт домов) в рамках договора, отличного от вышеуказанного договора
управления многоквартирным домом. В связи с этим применять освобождение от
налогообложения налогом на добавленную стоимость в отношении вышеперечисленных
услуг, по нашему мнению, неправомерно.
Что касается освобождения от
налогообложения работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в
многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) собственными силами управляющих
организаций, то Кодексом освобождение от налогообложения операций по реализации
данных работ (услуг) не предусмотрено.
Одновременно сообщаем, что направляемое
мнение имеет информационно-разъяснительный характер и не препятствует
руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании,
отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Н.А.КОМОВА
06.08.2010