Проблемная ситуация: Согласно пп.
4 п. 1 ст. 219 НК РФ налогоплательщик НДФЛ имеет право на получение социального
налогового вычета по НДФЛ в части уплаченных пенсионных взносов по договорам
негосударственного пенсионного обеспечения и/или в части уплаченных страховых взносов
по договорам добровольного пенсионного страхования. В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 219 НК РФ данный вычет может быть
предоставлен налогоплательщику до окончания налогового периода при его
обращении к работодателю (налоговому агенту) при условии документального
подтверждения расходов налогоплательщика (абз. 2 пп. 4 п. 1 ст. 219 НК РФ). При этом в НК РФ отсутствует
перечень документов, который будет считаться исчерпывающим при подтверждении
данного вида расходов. Какие документы работник должен представить работодателю
одновременно с заявлением на получение социального налогового вычета по НДФЛ в
части пенсионных взносов в НПФ при условии, что работодатель самостоятельно
осуществляет перечисление взносов в НПФ, удержанных из заработной платы сотрудников
на основании их заявлений?
Каков порядок сбора документов для
предоставления социального вычета по НДФЛ работникам организацией, имеющей
филиалы? Филиалы имеют отдельные балансы и расчетные счета, самостоятельно
выплачивают заработную плату, производят удержание и перечисление НДФЛ из
заработной платы работников. При этом перечисление взносов в НПФ за работников
всех филиалов производит головная организация единым платежным поручением с
приложением реестра распределения суммы платежа по работникам (в реестре
указываются ФИО сотрудников и суммы их взносов). Какой документ в данном случае
будет являться документом, подтверждающим перечисление взносов в НПФ, при
предоставлении данного вычета филиалами?
С какой периодичностью в течение
налогового периода (ежемесячно или 1 раз в год) работодатель вправе
предоставлять вычет в части пенсионных взносов в НПФ?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 6 августа 2010 г. N 03-04-06/7-168
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу порядка предоставления
социального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц и в
соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее -
Кодекс) разъясняет следующее.
В соответствии с п. 3 ст. 210 Кодекса для
доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная п. 1
ст. 224 Кодекса, налоговая база определяется как денежное выражение таких
доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов,
предусмотренных ст. ст. 218 - 221 Кодекса.
Согласно пп. 4 п. 1 ст. 219 Кодекса при определении размера
налоговой базы в соответствии с п. 3 ст. 210 Кодекса налогоплательщик имеет
право на получение социального налогового вычета, в частности, в сумме
уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде пенсионных взносов по
договору (договорам) негосударственного пенсионного обеспечения, заключенному
(заключенным) налогоплательщиком с негосударственным пенсионным фондом в свою
пользу и (или) в пользу супруга
(в том числе вдовы, вдовца), родителей (в том числе усыновителей),
детей-инвалидов (в том числе усыновленных, находящихся под опекой
(попечительством), в размере фактически произведенных расходов с учетом
ограничения, установленного п. 2 ст. 219 Кодекса.
Указанный в пп.
4 п. 1 ст. 219 Кодекса социальный налоговый вычет предоставляется при
представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические
расходы, в частности, по негосударственному пенсионному обеспечению.
С 1 января 2010 г.
на основании изменения, внесенного в п. 2 ст. 219 Кодекса Федеральным законом
от 19.07.2009 N 202-ФЗ "О внесении изменений в главы 23 и 25 части второй
Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу
отдельных положений Федерального закона "О внесении изменений в часть
первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные
законодательные акты Российской
Федерации", физическое лицо вправе обратиться до окончания налогового
периода к работодателю за получением социального налогового вычета в сумме
взносов, уплаченных по договорам негосударственного пенсионного обеспечения,
при условии документального подтверждения расходов налогоплательщика и
подтверждения, что взносы по указанным договорам удерживались из выплат в
пользу налогоплательщика и перечислялись работодателем в соответствующие фонды.
К таким документам,
в частности, относятся платежные документы, подтверждающие расходы
налогоплательщика (квитанции об уплате взносов, платежные поручения на
перечисление взносов и т.п.); договор, заключенный налогоплательщиком с
негосударственным пенсионным фондом; выписка из именного пенсионного счета
налогоплательщика, в которой указаны: фамилия, имя и отчество
налогоплательщика; сумма взносов, уплаченных по соответствующему договору в
течение налогового периода.
Из письма следует, что организация
самостоятельно осуществляет перечисление страховых взносов в негосударственный
пенсионный фонд за работников филиалов, сумма которых удерживается филиалами из
заработной платы сотрудников на основании их заявлений.
Для предоставления сотрудникам филиалов
организации социального налогового вычета по расходам по договору
негосударственного пенсионного обеспечения головная организация должна
направлять в филиалы копии платежных поручений с приложением
выписки из реестра по перечислению за сотрудников филиалов взносов в
негосударственный пенсионный фонд и полученные от последнего выписки из их
именных пенсионных счетов.
Поскольку согласно
п. 3 ст. 226 Кодекса исчисление сумм налога на доходы физических лиц
производится налоговыми агентами ежемесячно (нарастающим итогом с начала
налогового периода по итогам каждого месяца) применительно ко всем доходам, в
отношении которых применяется налоговая ставка по налогу на доходы физических
лиц, установленная п. 1 ст. 224 Кодекса, то уменьшение налоговой базы на сумму
социального налогового вычета по расходам
на негосударственное пенсионное обеспечение также производится ежемесячно.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
06.08.2010