Проблемная ситуация: Организация обратилась в суд с
иском о взыскании денежных средств со своего контрагента. Решением суда
требования организации были удовлетворены, судебными приставами было возбуждено
исполнительное производство, в ходе которого установлено, что взыскать данную
задолженность не представляется возможным, так как неизвестно местонахождение
должника, а также его имущества, на которое могло быть обращено взыскание. В
связи с этим судебным приставом было вынесено постановление об окончании
исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного
документа.
В соответствии с п. 2 ст. 266 НК РФ
безнадежными долгами (долгами, нереальными ко
взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек
установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в
соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено
вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного
органа или ликвидации организации.
Подпунктом 2 п. 2 ст. 265 НК РФ к внереализационным
расходам приравниваются, в частности, суммы безнадежных долгов, а в случае,
если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам,
суммы безнадежных долгов, не покрытые за счет средств резерва.
В п. 7 ст. 272 НК РФ перечислены даты
осуществления внереализационных расходов, однако в нем отсутствует какая-либо
информация о дате признания убытка по долгу, нереальному к взысканию, на
основании акта государственного органа власти.
На какую дату организация должна
признавать в целях исчисления налога на прибыль расходы по списанию безнадежной
дебиторской задолженности, признанной таковой на основании акта
государственного органа:
- на дату вынесения постановления об
окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю
исполнительного документа;
- по истечении трех лет с даты начала исполнительного производства;
- по истечении трех лет с даты вынесения решения суда?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 9 августа 2010 г. N 03-03-06/1/533
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке признания
убытков в виде безнадежной задолженности для целей налогообложения прибыли
организаций и сообщает следующее.
В соответствии с п. 2 ст. 266 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) безнадежными долгами (долгами,
нереальными ко взысканию) признаются те долги перед
налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а
также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством
обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании
акта государственного органа или ликвидации организации.
При рассмотрении
вопроса о возможности признания задолженности безнадежной для целей
налогообложения прибыли на основании постановления судебного
пристава-исполнителя об окончании
исполнительного производства в связи с наличием установленных законом
обстоятельств считаем необходимым учитывать следующее.
В соответствии с Указом Президента
Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре
федеральных органов исполнительной власти" и Положением о Федеральной
службе судебных приставов, утвержденным Указом Президента Российской Федерации
от 13.10.2004 N 1316, служба судебных приставов и ее территориальные
подразделения являются федеральными органами исполнительной власти Российской
Федерации.
В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 46 Федерального закона от 02.10.2007 N
229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон N
229-ФЗ) в случае, если у должника отсутствует имущество, на которое может быть
обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые
законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными,
исполнительный документ возвращается взыскателю, о чем судебным
приставом-исполнителем составляется акт, который утверждается старшим судебным приставом.
При этом судебный пристав-исполнитель
выносит постановление об окончании исполнительного производства и о возвращении
взыскателю исполнительного документа.
Таким образом,
учитывая основания окончания исполнительного производства, предусмотренные пп. 4 п. 1 ст. 46 Федерального закона N 229-ФЗ,
свидетельствующие о невозможности исполнения должником обязательства, а также
правовую позицию Высшего Арбитражного Суда, изложенную в Определении от
07.03.2008 N 2727/08, дебиторская задолженность, в отношении которой судебным
приставом-исполнителем вынесено постановление об окончании исполнительного
производства на основании указанной нормы Федерального закона N 229-ФЗ, признается безнадежной для целей налогообложения прибыли на
основании п. 2 ст. 266 НК РФ на дату вынесения такого постановления.
Одновременно сообщаем, что мнение
Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или
общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является
нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина
России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет
информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства
Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налоговым органам,
налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться
нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от
трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
09.08.2010