Вопрос:
Организация, являясь крупнейшей российской авиакомпанией, широко применяет
технологию продаж электронных билетов (e-ticketing).
Приказом Минтранса России от 08.11.2006 N
134 определены требования к форме электронного пассажирского билета и багажной
квитанции в гражданской авиации.
Приказом Минтранса
России от 18.05.2010 N 117 установлено, что маршрут/квитанция электронного
пассажирского билета и багажной квитанции (выписка из автоматизированной
информационной системы оформления воздушных перевозок) является документом
строгой отчетности и применяется для осуществления организациями и
индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с
использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (далее
по тексту - ККТ).
Однако Федеральным
законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники
при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием
платежных карт" установлено, что организации и индивидуальные
предприниматели могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с
использованием платежных карт без применения ККТ в случае выдачи ими соответствующих
бланков строгой отчетности только в порядке, определенном Правительством
Российской Федерации.
Пунктом 5 Положения
об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием
платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (далее - Положение),
утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 N
359, установлено, что федеральные органы исполнительной власти могут утверждать
формы бланков документов, используемых при оказании услуг населению, для
осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием
платежных карт без применения
контрольно-кассовой техники в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
Статьей 786 Гражданского кодекса
Российской Федерации предусмотрено, что формы билета и багажной квитанции
устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами.
Вправе ли организация не применять
контрольно-кассовую технику при продаже электронных билетов физическим и
юридическим лицам (в том числе индивидуальным предпринимателям) за наличный
расчет или при расчетах с использованием платежных карт?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 9 августа 2010 г. N 03-01-15/6-179
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу применения
контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и
(или) расчетов с использованием платежных карт в случае
продажи электронных билетов при оплате услуг по авиаперевозке физического лица,
в том числе в рамках договора с юридическими лицами, и сообщает.
В соответствии с
Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении
контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и
(или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Федеральный закон
N 54-ФЗ) организации и индивидуальные предпринимателей при осуществлении ими
наличных денежных расчетов (или) расчетов с использованием платежных карт в
случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг обязаны применять
контрольно-кассовую технику.
Статьей 5 Федерального закона N 54-ФЗ
установлено, что организации и индивидуальные предприниматели обязаны выдавать
покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или)
расчетов с использованием платежных карт отпечатанные контрольно-кассовой
техникой кассовые чеки.
При этом обязанность применять
контрольно-кассовую технику не носит абсолютный характер.
Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона N
54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком,
определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные
денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения
контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии
выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.
Постановлением
Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 N 359 утверждено Положение об
осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием
платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (далее - Положение),
а также установлен порядок осуществления организациями и индивидуальными
предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием
платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания
услуг населению при условии выдачи документа, оформленного на бланке строгой отчетности, приравненного к кассовому
чеку, а также порядок утверждения, учета, хранения и уничтожения таких бланков.
Согласно п. 5
Положения в случае, если в соответствии с законодательством Российской
Федерации федеральные органы исполнительной власти наделены полномочиями по
утверждению форм бланков документов, используемых при оказании услуг населению,
такие федеральные органы исполнительной власти утверждают указанные формы
бланков документов для осуществления наличных денежных расчетов и (или)
расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой
техники.
Статьей 786 Гражданского кодекса
Российской Федерации предусмотрено, что формы билета и багажной квитанции
устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами.
Приказом Минтранса России от 08.11.2006 N
134 (далее - Приказ) установлена форма электронного пассажирского билета и
багажной квитанции в гражданской авиации.
Пунктом 2 Приказа установлено, что
маршрут/квитанция электронного пассажирского билета и багажной квитанции
(выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных
перевозок) является документом строгой отчетности и применяется для осуществления
организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и
(или) расчетов с использованием платежных карт без применения
контрольно-кассовой техники.
Таким образом, с учетом Положения при
выдаче билета, соответствующего утвержденной Минтрансом России форме,
применения контрольно-кассовой техники не требуется.
Врио директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
09.08.2010