Вопрос: Согласно
ст. 14 НК РФ налог на имущество относится к региональным налогам.
В соответствии со ст. 12 НК РФ
региональные налоги вводятся в действие НК РФ и законами субъектов РФ о
налогах. При установлении региональных налогов субъектам РФ предоставлено право
определять налоговые ставки, порядок и сроки уплаты, а
также устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения.
Налог на имущество организаций, порядок
его исчисления и уплаты устанавливаются гл. 30 НК РФ и законами субъектов РФ.
Согласно ст. 372 НК РФ, устанавливая
налог, субъекты РФ определяют налоговую ставку, порядок и сроки уплаты.
Кроме того, субъекту РФ согласно
вышеуказанной статье НК РФ предоставлено право устанавливать
налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
Статьей 381 НК РФ по налогу на имущество
организаций установлены налоговые льготы, которые предусматривают как
освобождение от налогообложения всего имущества организации, так и освобождение
части имущества, используемого для осуществления определенных видов
деятельности, или конкретного вида имущества.
Кроме налоговых льгот, субъекты РФ,
согласно ст. 380 НК РФ, могут устанавливать дифференцированные налоговые ставки
в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого
объектом налогообложения.
Вместе с тем, как показывает судебная
практика, в ряде случаев нормы регионального законодательства,
предусматривающие применение пониженной ставки налога на имущество организаций
(или освобождение от уплаты налога) в отношении части имущества организации,
оспорены прокуратурой как не соответствующие требованиям НК РФ и их применение
отменено в судебном порядке.
При этом судебными актами признан
недействительным не сам факт предоставления субъектами РФ налоговых льгот, а
несоответствие региональных норм, изменяющих налоговую базу по налогу на
имущество организаций, действующему законодательству Российской Федерации.
Вправе ли субъект РФ предоставлять
налоговые льготы по налогу на имущество организаций в виде освобождения от
налогообложения, а также в виде установления дифференцированных налоговых
ставок в отношении части имущества организации?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 11 августа 2010 г. N 03-05-05-01/31
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о порядке предоставления
налоговых льгот по налогу на имущество организаций и сообщает.
Налог на имущество организаций относится
к региональным налогам (ст. 14 Налогового кодекса Российской Федерации, далее -
Кодекс).
Региональными налогами признаются налоги,
которые установлены Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о
налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов
Российской Федерации, если иное не предусмотрено п. 7 ст. 12 Кодекса.
При установлении региональных налогов
законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов
Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены
Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки
уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и
налогоплательщики определяются Кодексом.
Согласно ст. 53 Кодекса налоговая база
представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта
налогообложения. Налоговая база и порядок ее определения по всем налогам,
включая региональные, устанавливаются Кодексом.
Таким образом, к компетенции
законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов
Российской Федерации вопросы установления налоговой базы и порядка ее
определения не отнесены.
На основании п. 1 ст. 375 Кодекса
налоговая база по налогу на имущество организаций установлена как среднегодовая
стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. Порядок
определения налоговой базы предусматривает, в частности, что налоговая база
определяется отдельно в отношении имущества, облагаемого по разным ставкам (п.
1 ст. 376 Кодекса).
Налоговая ставка представляет собой
величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
Налоговые ставки по региональным налогам
устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в пределах,
установленных Кодексом.
В соответствии со ст. 380 Кодекса
налоговые ставки по налогу на имущество организаций устанавливаются законами
субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2 процента. При этом
допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от
категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом
налогообложения.
Следовательно, возможность установления
ставок налога применительно к определенным видам имущества прямо предусмотрена
Кодексом.
Таким образом, установление налоговых
ставок применительно к отдельным видам имущества, признаваемого объектом
налогообложения, налоговая база по которому определяется Кодексом, находится в
рамках полномочий законодательных (представительных) органов государственной
власти субъектов Российской Федерации, закрепленных Кодексом.
Налоговая ставка является самостоятельным
элементом налогообложения и не относится к налоговым льготам.
Согласно ст. 372 Кодекса при установлении
налога на имущество организаций законами субъектов Российской Федерации могут
предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования
налогоплательщиками.
Статьей 56 Кодекса установлено, что
льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям
налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о
налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или
плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо
уплачивать их в меньшем размере.
Налоговые льготы по налогу на имущество
организаций устанавливаются Кодексом и законами субъектов Российской Федерации.
Статьей 381 Кодекса от налогообложения
освобождаются определенные категории налогоплательщиков в отношении
соответствующего имущества. Стоимость такого имущества, признаваемого объектом
налогообложения, не участвует в определении налоговой базы.
Следовательно, возможность установления
налоговых льгот в виде освобождения от налогообложения определенных видов
имущества прямо предусмотрена Кодексом.
Таким образом, установление налоговых
льгот применительно к отдельным видам имущества, признаваемого объектом
налогообложения, стоимость которого не участвует в определении налоговой базы,
находится в рамках полномочий законодательных (представительных) органов
государственной власти субъектов Российской Федерации, закрепленных Кодексом.
Врио директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
11.08.2010