Вопрос: Научный
центр является бюджетным учреждением. Предметом деятельности центра является
комплексное решение проблем безопасного и экологически чистого получения
энергии, в первую очередь с использованием ядерных реакций деления и синтеза. В
соответствии с уставом учреждения земельные участки и другое имущество,
закрепленные за центром на праве оперативного управления, находятся в
федеральной собственности. Указанные земельные участки заняты объектами
использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и
радиоактивных веществ, в связи с чем центр включен в
Перечень организаций, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно
опасные производства и объекты, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от
14.09.2009 N 1311-р.
В соответствии с пп.
6 п. 4 ст. 27 ЗК РФ изъятыми из оборота земельными
участками являются земельные участки, занятые находящимися в федеральной
собственности объектами использования атомной энергии, пунктами хранения
ядерных материалов и радиоактивных веществ.
Правомерно ли применение научным центром
льготы по земельному налогу в соответствии с пп. 1 п.
2 ст. 389 НК РФ?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 12 августа 2010 г. N 03-05-05-02/61
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о применении при
исчислении земельного налога положения пп. 1 п. 2 ст.
389 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) и
сообщает следующее.
В связи с тем
что в рассматриваемом обращении отсутствуют копии правоустанавливающих
документов на земельные участки, дать обоснованный ответ на поставленный в нем
вопрос не представляется возможным.
Вместе с тем
отмечаем, что в соответствии с п. 1 ст. 388 Налогового кодекса
налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица,
обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в
соответствии со ст. 389 Налогового кодекса, на праве собственности, праве
постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Пунктом 1 ст. 131 Гражданского кодекса
Российской Федерации установлено, что право собственности и другие вещные права
на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и
прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном
реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на
недвижимость и сделок с ней.
Учитывая изложенное, основанием для
взимания земельного налога является наличие у налогоплательщика
правоустанавливающих документов на земельный участок.
При этом обращаем внимание, что в
соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (далее - Земельный
кодекс) земельные участки не предоставляются на праве оперативного управления.
На основании пп.
1 п. 2 ст. 389 Налогового кодекса не признаются объектом налогообложения по
земельному налогу земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
Перечень земельных участков, изъятых из
оборота, определен п. 4 ст. 27 Земельного кодекса.
В частности, к таким земельным участкам
отнесены земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности
объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и
радиоактивных веществ (пп. 6 п. 4 ст. 27 Земельного
кодекса).
Одновременно отмечаем, что в соответствии
с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации,
утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N
437, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных
отношений (за исключением земель сельскохозяйственного назначения), является
Минэкономразвития России.
Таким образом, вопросы, связанные с
отнесением земельных участков к земельным участкам, изъятым из оборота,
относятся к компетенции Минэкономразвития России.
Врио директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
12.08.2010