Вопрос:
Некоммерческой организацией (фонд) в декабре 2004 г. были получены на расчетный
счет денежные средства в виде технической помощи от Министерства Экономики и
Труда Германии для осуществления программы для поддержки малых и средних
предприятий РФ. Имеется удостоверение о признании средств, товаров, работ и
услуг технической помощью, освобождающее организацию от уплаты налога на
прибыль. Срок действия удостоверения - 2010 г. С 2010 г. организация находится
на УСН. Правильно ли считать, что организация в 2010 г. не должна рассматривать
указанные средства как доход в целях налогообложения по УСН в соответствии со
ст. 346.15 НК РФ?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 13 августа 2010 г. N 03-11-06/2/125
Департамент налоговой и таможенно-тарифной
политики рассмотрел письмо по вопросу применения упрощенной системы
налогообложения и на основании информации, изложенной в письме, сообщает
следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 346.15
Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении
объекта налогообложения налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему
налогообложения, учитываются доходы от реализации, определяемые в соответствии
со ст. 249 Кодекса, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со
ст. 250 Кодекса.
При определении объекта налогообложения
не учитываются доходы, указанные в ст. 251 Кодекса.
В соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 251 Кодекса при определении налоговой базы
не учитываются доходы в виде средств и иного имущества, которые получены в виде
безвозмездной помощи (содействия) в порядке, установленном Федеральным законом
от 04.05.1999 N 95-ФЗ "О безвозмездной помощи (содействии) Российской
Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные
внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия)
Российской Федерации" (далее - Закон N 95-ФЗ).
Согласно ст. 1
Закона N 95-ФЗ безвозмездная помощь (содействие) - средства, товары,
предоставляемые Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, органам
государственной власти и органам местного самоуправления, юридическим и
физическим лицам, а также выполняемые для них работы и оказываемые им услуги в
качестве гуманитарной или технической помощи (содействия) на безвозмездной
основе иностранными государствами, их федеративными или муниципальными
образованиями, международными и иностранными учреждениями или некоммерческими организациями, а также физическими лицами (за исключением
случаев, предусмотренных ч. 3 данной статьи), на которые имеются удостоверения
(документы), подтверждающие принадлежность указанных средств, товаров, работ и
услуг к гуманитарной или технической помощи (содействию).
При этом необходимо
учесть, что документом, подтверждающим принадлежность средств, товаров, работ и
услуг к технической или гуманитарной помощи (содействию), является
удостоверение, составленное по форме и выдаваемое в порядке, определенных
соответственно Постановлениями Правительства РФ от 17.09.1999 N 1046 "Об
утверждении Порядка регистрации проектов и программ технической помощи
(содействия), выдачи удостоверений, подтверждающих принадлежность средств,
товаров, работ и услуг к технической помощи (содействию), а также осуществления контроля за ее
целевым использованием" и от 04.12.1999 N 1335 "Об утверждении
Порядка оказания гуманитарной помощи (содействия) Российской Федерации".
Технической помощью (содействием)
признается вид безвозмездной помощи (содействия), предоставляемой
в том числе в целях оказания поддержки в осуществлении экономической,
социальной реформ, а также путем проведения исследований, обучения, обмена
специалистами, аспирантами и студентами, передачи опыта и технологий, поставок
оборудования и других материально-технических средств по проектам и программам,
которые зарегистрированы в порядке, установленном Правительством Российской
Федерации.
Гуманитарной помощью (содействием)
признается вид безвозмездной помощи (содействия), предоставляемой для оказания
медицинской и социальной помощи малообеспеченным, социально незащищенным,
пострадавшим от стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий группам
населения, для ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных
происшествий, расходы на транспортировку, сопровождение и хранение указанной
помощи (содействия).
При этом получателями технической и (или)
гуманитарной помощи являются федеральные органы исполнительной власти, органы
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного
самоуправления, юридические и физические лица, донорами - иностранные
государства, их федеративные или муниципальные образования, международные и
иностранные учреждения или некоммерческие организации, предоставляющие
техническую и (или) гуманитарную помощь.
Таким образом, денежные средства в виде
безвозмездной помощи (содействия), полученные в порядке, установленном Законом
N 95-ФЗ, для поддержки малых и средних предприятий, не учитываются при
определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому при применении упрощенной
системы налогообложения.
Вместе с этим сообщаем, что согласно п.
11.4 Регламента Минфина России, утвержденного Приказом Минфина России от
23.03.2005 N 45н, обращения по проведению экспертизы договоров, учредительных и
иных документов организаций, по оценке конкретных хозяйственных ситуаций в
Департаменте не рассматриваются.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
13.08.2010