| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Вопрос: Организация (ОАО) осуществляет масштабную реконструкцию и техническое перевооружение действующих производств предприятия, источником осуществления которых являются собственные средства, а также долгосрочные кредиты.

В целях налогового учета проценты по долговым обязательствам подлежат нормированию. Согласно ст. 269 НК РФ при определении максимального размера процентов, учитываемых при расчете налоговой базы по налогу на прибыль, налогоплательщик имеет право воспользоваться двумя способами:

а) по среднему уровню процентов, начисленных по долговым обязательствам, выданным в том же квартале (месяце - для налогоплательщиков, перешедших на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли) на сопоставимых условиях. Под долговыми обязательствами, выданными на сопоставимых условиях, понимаются долговые обязательства, выданные в той же валюте на те же сроки в сопоставимых объемах, под аналогичные обеспечения;

б) исходя из ставки рефинансирования Центрального банка РФ, увеличенной в 1,1 раза, - по долговым обязательствам в валюте РФ и из ставки в размере 15% - по долговым обязательствам в иностранной валюте.

Соблюсти все условия сопоставимости при получении долгосрочных кредитов в существующих условиях кредитования банками хозяйствующих субъектов очень сложно, при этом всегда есть риск предъявления претензий со стороны налоговых органов, о чем говорит обширная арбитражная практика. Учитывая это, приходится применять второй способ, использование которого приводит к тому, что предприятие вынуждено оплачивать за счет чистой прибыли значительную часть расходов по процентам. Так, минимальная процентная ставка по долгосрочным (свыше 3 - 5 лет) рублевым кредитам, полученным предприятием, составляет 12%, что на 4,25 процентных пункта превышает действующую ставку рефинансирования (7,75%). Таким образом, в расходы принимаются лишь 8,525% (7,75% x 1,1), а оставшаяся часть процентов (3,48%) в расходах не учитывается. Такая ситуация характерна именно для долгосрочных долговых обязательств, учитывая, что по краткосрочным кредитам процентная ставка существенно ниже, к тому же имеется гораздо больше возможностей применять первый способ исчисления максимального размера процентов, учитываемых при расчете налоговой базы по налогу на прибыль.

Обоснованно ли применение единых правил нормирования процентов исходя из ставки рефинансирования как по краткосрочным, так и по долгосрочным долговым обязательствам?

Возможны ли разработки поправок в ст. 269 НК РФ с целью разграничения долговых обязательств на краткосрочные и долгосрочные и установления для последних более высокого коэффициента увеличения ставки рефинансирования ЦБ РФ?

 

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 16 августа 2010 г. N 03-03-06/1/546

 

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета расходов и сообщает следующее.

Согласно п. 1 ст. 269 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) расходом признаются проценты, начисленные по долговому обязательству любого вида, при условии, что размер начисленных налогоплательщиком по долговому обязательству процентов существенно не отклоняется от среднего уровня процентов, взимаемых по долговым обязательствам, выданным в том же квартале (месяце - для налогоплательщиков, перешедших на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли) на сопоставимых условиях. Под долговыми обязательствами, выданными на сопоставимых условиях, понимаются долговые обязательства, выданные в той же валюте на те же сроки в сопоставимых объемах, под аналогичные обеспечения.

При отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика предельная величина процентов, признаваемых расходом (включая проценты и суммовые разницы по обязательствам, выраженным в условных денежных единицах по установленному соглашением сторон курсу условных денежных единиц), принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на установленный коэффициент - при оформлении долгового обязательства в рублях.

Согласно ст. 313 НК РФ порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.

Следовательно, порядок определения предельной величины процентов, признаваемых расходом, должен быть установлен организацией в учетной политике для целей налогообложения.

В случае если организация установила только порядок определения предельной величины процентов исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на коэффициент, указанный в п. 1 ст. 269 НК РФ, то предельную величину процентов, признаваемых расходом, по краткосрочным и долгосрочным долговым обязательствам необходимо определять исходя из такого установленного порядка.

 

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

16.08.2010

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2024