Вопрос: Каким
образом юрлицо может осуществить уплату госпошлины за
внесение изменений в госреестр прав на недвижимое
имущество, если операции по расчетному счету юрлица
приостановлены? Может ли другое юрлицо
уплатить указанную госпошлину с указанием в назначении платежа, за кого
производится уплата госпошлины? Может ли физлицо, действующее
на основании доверенности, позволяющей осуществлять платежи за юрлицо, оплатить госпошлину?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 17 августа 2010 г. N 03-05-06-03/95
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросам, связанным с
уплатой государственной пошлины за внесение изменений в записи Единого
государственного реестра прав на недвижимое имущество, и сообщает.
Согласно п. 1 ст. 76 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - НК РФ) приостановление операций по счетам в банке
применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога, сбора, пеней
и (или) штрафа, если иное не предусмотрено п. 3 указанной статьи.
Приостановление
операций по счету не распространяется на платежи, очередность исполнения
которых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации
предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также на
операции по списанию денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых
платежей), сборов, страховых взносов, соответствующих пеней и штрафов и по их
перечислению в бюджетную систему Российской Федерации.
В соответствии с п. 10 ст. 13 НК РФ
государственная пошлина относится к федеральным сборам. Следовательно, на нее
не распространяется действие решения налогового органа о приостановлении
операций по счетам налогоплательщика в банке.
Что касается уплаты государственной
пошлины за внесение изменений в записи Единого государственного реестра прав на
недвижимое имущество организацией через уполномоченного представителя, сообщаем
следующее.
Согласно п. п. 1 и 8 ст. 45 НК РФ
плательщик сбора обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате сбора.
Плательщиками государственной пошлины
признаются организации и физические лица в случае, если они обращаются за
совершением юридически значимых действий, предусмотренных гл. 25.3 НК РФ (ст.
333.17 НК РФ).
Согласно п. 3 ст. 333.18 НК РФ
государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого
действия в наличной или безналичной форме. Факт уплаты государственной пошлины
плательщиком в безналичной форме подтверждается, в частности, платежным
поручением с отметкой банка о его исполнении. Факт уплаты государственной
пошлины плательщиком в наличной форме подтверждается либо квитанцией
установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой
плательщику должностным лицом или кассой органа, в который производилась
оплата.
В п. 18
Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации от 25.05.2005 N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными
судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" также указано,
что в соответствии с положениями ст. ст. 45, 333.17 НК РФ плательщик
государственной пошлины обязан самостоятельно уплатить ее в бюджет, если иное
не установлено законодательством о налогах и сборах.
Вместе с тем гл. 4
"Представительство в отношениях, регулируемых законодательством о налогах
и сборах" НК РФ допускает участие налогоплательщика в отношениях,
регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или
уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено НК РФ. Полномочия
представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с НК РФ и
иными федеральными законами (п. п. 1 и 3 ст. 26 НК РФ).
Законными представителями
налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять
указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов (п. 1
ст. 27 НК РФ). Уполномоченным представителем налогоплательщика признается
физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять
его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами), иными
участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах (п. 1
ст. 29 НК РФ). В силу п. 3 ст. 29 НК РФ уполномоченный
представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на
основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским
законодательством Российской Федерации. Правила, предусмотренные гл. 4 НК РФ,
распространяются на плательщиков сборов и налоговых агентов (п. 4 ст. 26 НК
РФ).
Кроме того, в Определении от 22.01.2004 N
41-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что из п. 1 ст. 45 НК РФ
во взаимосвязи с положениями его гл. 4 вытекает, что по своему содержанию
вышеуказанная норма не препятствует участию налогоплательщика в налоговых
правоотношениях как лично, так и через представителя. Однако представитель налогоплательщика
должен обладать соответствующими полномочиями либо на основании закона или
учредительных документов, либо в силу доверенности, выданной в порядке,
установленном гражданским законодательством Российской Федерации. Кроме того,
само представительство в налоговых правоотношениях означает совершение
представителем действий от имени и за счет собственных средств
налогоплательщика - представляемого лица. Следовательно, по правовому смыслу
отношений по представительству платежные документы на уплату налога должны
исходить от налогоплательщика и быть подписаны им самим, а уплата
соответствующих сумм должна производиться за счет средств налогоплательщика,
находящихся в его свободном распоряжении, т.е. за счет его собственных средств.
Суд указал, что на факт признания обязанности налогоплательщика
по уплате налога исполненной не влияет то, в какой форме - безналичной или
наличной - происходит уплата денежных средств; важно, чтобы из представленных
платежных документов можно было четко установить, что соответствующая сумма
налога уплачена именно этим налогоплательщиком и именно за счет его собственных
денежных средств.
Учитывая
изложенное, уплата государственной пошлины за внесение изменений в
Государственный реестр прав на недвижимое имущество может быть произведена
организацией через своих представителей, являющихся физическими или
юридическими лицами, при условии, что в платежных документах по ее уплате в
бюджет указано, что соответствующая сумма государственной пошлины уплачена
именно организацией за совершение в отношении нее юридически значимых действий,
предусмотренных гл. 25.3 НК РФ, и именно
за счет ее собственных денежных средств. В случае если государственная пошлина
будет уплачена от имени ненадлежащего плательщика или в ненадлежащем размере,
то в отношении надлежащего плательщика обязанность по уплате государственной
пошлины не будет считаться исполненной.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
17.08.2010