Вопрос:
Инструкцией ЦБ РФ от 16.01.2004 N 110-И "Об обязательных нормативах
банков" установлены, в частности, числовое значение и методика расчета
норматива максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных
заемщиков (Н6), который регулирует (ограничивает)
кредитный риск банка в отношении одного заемщика или группы связанных заемщиков
и определяет максимальное отношение совокупной суммы кредитных требований банка
к заемщику или группе связанных заемщиков к собственным средствам (капиталу)
банка. Максимальное значение данного норматива не может превышать 25%.
Все кредитные требования банка к заемщику
или группе связанных заемщиков, условные обязательства кредитного характера и
срочные сделки включаются в расчет норматива Н6 с
учетом коэффициента риска. По необеспеченным кредитным требованиям коэффициент
риска составляет 100% (п. 2.3 Инструкции N 110-И). Соответственно, сумма
выдаваемого кредита заемщику или группе связанных заемщиков не может превышать
25% от собственных средств (капитала) банка.
В связи с этим с целью снижения
кредитного риска, а также увеличения суммы выдаваемого кредита банк получает от
материнского банка гарантии и поручительства. Объектом данных гарантий и
поручительств являются обязательства заемщика или группы связанных заемщиков по
выданному кредиту. По обеспеченным такими гарантиями или поручительствами
кредитным требованиям коэффициент риска снижается со 100% до 20%.
Следовательно, максимальная сумма кредита, выданного заемщику под гарантию
материнского банка, составит 125% от собственных средств (капитала) банка.
Таким образом, привлечение гарантии или поручительства, обеспечивающих
обязательства заемщика или группы связанных заемщиков, позволяет снизить
кредитный риск банка в связи с невозвратом кредита заемщиком, увеличить размер
выдаваемого кредита, что приводит к повышению размера дохода банка в виде
процентов по выданным кредитам.
Вправе ли банк учесть в целях исчисления
налога на прибыль расходы в виде комиссии иностранному материнскому банку (доля
которого в уставном капитале банка - 100%) за предоставление банковской
гарантии или поручительства?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 26 августа 2010 г. N 03-03-06/2/151
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета расходов и
сообщает следующее.
Согласно ст. 361 Гражданского кодекса
Российской Федерации по договору поручительства поручитель обязывается перед
кредитором другого лица отвечать за исполнение последним его обязательства
полностью или в части.
В соответствии с п.
1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) расходами
признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях,
предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные)
налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются
экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными
расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
Расходами признаются любые затраты при
условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на
получение дохода.
В соответствии с пп.
16 п. 2 ст. 291 НК РФ к расходам банков относятся расходы по гарантиям, поручительствам,
акцептам и авалям, предоставляемым банку другими организациями.
Таким образом, расходы в виде комиссий,
уплачиваемых банком иностранному акционеру за предоставление по просьбе банка
гарантий, обеспечивающих обязательства заемщика, могут учитываться в расходах
для целей налогообложения прибыли организаций.
Одновременно
сообщаем, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской
Федерации, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от
23.03.2005 N 45н, в Министерстве финансов Российской Федерации, если
законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения
организаций по разъяснению (толкованию норм, терминов и понятий)
законодательства Российской Федерации и практики его применения, по практике
применения нормативных правовых актов Министерства, по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, по
оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
26.08.2010