| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Вопрос: Инструкцией ЦБ РФ от 16.01.2004 N 110-И "Об обязательных нормативах банков" установлены, в частности, числовое значение и методика расчета норматива максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков (Н6), который регулирует (ограничивает) кредитный риск банка в отношении одного заемщика или группы связанных заемщиков и определяет максимальное отношение совокупной суммы кредитных требований банка к заемщику или группе связанных заемщиков к собственным средствам (капиталу) банка. Максимальное значение данного норматива не может превышать 25%.

Все кредитные требования банка к заемщику или группе связанных заемщиков, условные обязательства кредитного характера и срочные сделки включаются в расчет норматива Н6 с учетом коэффициента риска. По необеспеченным кредитным требованиям коэффициент риска составляет 100% (п. 2.3 Инструкции N 110-И). Соответственно, сумма выдаваемого кредита заемщику или группе связанных заемщиков не может превышать 25% от собственных средств (капитала) банка.

В связи с этим с целью снижения кредитного риска, а также увеличения суммы выдаваемого кредита банк получает от материнского банка гарантии и поручительства. Объектом данных гарантий и поручительств являются обязательства заемщика или группы связанных заемщиков по выданному кредиту. По обеспеченным такими гарантиями или поручительствами кредитным требованиям коэффициент риска снижается со 100% до 20%. Следовательно, максимальная сумма кредита, выданного заемщику под гарантию материнского банка, составит 125% от собственных средств (капитала) банка. Таким образом, привлечение гарантии или поручительства, обеспечивающих обязательства заемщика или группы связанных заемщиков, позволяет снизить кредитный риск банка в связи с невозвратом кредита заемщиком, увеличить размер выдаваемого кредита, что приводит к повышению размера дохода банка в виде процентов по выданным кредитам.

Вправе ли банк учесть в целях исчисления налога на прибыль расходы в виде комиссии иностранному материнскому банку (доля которого в уставном капитале банка - 100%) за предоставление банковской гарантии или поручительства?

 

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 26 августа 2010 г. N 03-03-06/2/151

 

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета расходов и сообщает следующее.

Согласно ст. 361 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору поручительства поручитель обязывается перед кредитором другого лица отвечать за исполнение последним его обязательства полностью или в части.

В соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В соответствии с пп. 16 п. 2 ст. 291 НК РФ к расходам банков относятся расходы по гарантиям, поручительствам, акцептам и авалям, предоставляемым банку другими организациями.

Таким образом, расходы в виде комиссий, уплачиваемых банком иностранному акционеру за предоставление по просьбе банка гарантий, обеспечивающих обязательства заемщика, могут учитываться в расходах для целей налогообложения прибыли организаций.

Одновременно сообщаем, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 23.03.2005 N 45н, в Министерстве финансов Российской Федерации, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения организаций по разъяснению (толкованию норм, терминов и понятий) законодательства Российской Федерации и практики его применения, по практике применения нормативных правовых актов Министерства, по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

 

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

26.08.2010

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2024