Вопрос:
Организация, основным видом деятельности которой является эксплуатация
воздушных судов, приобрела воздушное транспортное средство (самолет) с истекшим
сроком полезного использования и с истекшим сертификатом летной годности, то
есть фактически непригодное к эксплуатации. Восстановление
летных характеристик (ремонт и работы для приведения самолета в состояние
летной годности в соответствии с Федеральными авиационными правилами
"Экземпляр воздушного судна. Требования и
процедуры сертификации", утвержденными Приказом Минтранса России от
16.05.2003 N 132) производится в течение 16 месяцев со дня покупки.
На какую дату организация должна учесть
данное воздушное судно в целях налога на прибыль в качестве основного средства:
в момент приобретения или в момент получения сертификата летной годности (то
есть фактического ввода в эксплуатацию)?
Если организация должна учесть воздушное
судно в качестве основных средств с момента приобретения, нужно ли начислять
амортизацию для целей налога на прибыль до даты фактического ввода в
эксплуатацию (получения сертификата летной годности)?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 27 августа 2010 г. N 03-03-06/1/570
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу об отнесении к
амортизируемому имуществу воздушного судна и сообщает следующее.
Согласно п. 1 ст.
256 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) амортизируемым
имуществом в целях гл. 25 НК РФ признаются имущество, результаты
интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности,
которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не
предусмотрено гл. 25 НК РФ), используются им для извлечения дохода и стоимость
которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного
использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 20 000 руб.
В соответствии с п. 4 ст. 259 НК РФ
начисление амортизации по объектам амортизируемого имущества начинается с 1-го
числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в
эксплуатацию.
Пунктом 11 ст. 258 НК РФ установлено, что
основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации в
соответствии с законодательством Российской Федерации, включаются в состав
соответствующей амортизационной группы с момента документально подтвержденного
факта подачи документов на регистрацию указанных прав.
Согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона
от 14.03.2009 N 31-ФЗ "О государственной регистрации прав на воздушные
суда и сделок с ними" права на воздушные суда и сделки с ними подлежат
государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на воздушные
суда.
Учитывая изложенное, налогоплательщик,
который приобрел воздушное судно, вправе начать амортизировать его с 1-го числа
месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию,
но не ранее документального подтверждения факта подачи документов на
регистрацию указанного судна в Едином государственном реестре прав на воздушные
суда.
При этом в соответствии с п. 1 ст. 36
Воздушного кодекса Российской Федерации гражданские воздушные суда допускаются
к эксплуатации при наличии сертификата летной годности (удостоверения о
годности к полетам).
Таким образом, дата ввода в эксплуатацию
воздушного судна не может быть ранее даты выдачи сертификата летной годности.
Одновременно сообщаем, что мнение
Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или
общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является
нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина
России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет
информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства
Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налоговым органам,
налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться
нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от
трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
27.08.2010