Вопрос:
Организация-импортер при растаможивании контейнеров с
грузом на таможне несет множество различных таможенных расходов, и в том числе
за выдачу релиз-ордеров на контейнеры.
Срок действия релиз-ордера
ограничен. Из-за таможенных проволочек иногда в течение срока действия релиз-ордера не получается вывезти контейнер. В этом случае
организация вынуждена оплачивать повторную выдачу релиз-ордера.
Данные расходы в целях исчисления налога
на прибыль учитываются как расходы, связанные с производством и реализацией, на
основании п. 1 ст. 253 НК РФ, или же как
внереализационные расходы в виде признанных должником иных санкций за нарушение
договорных обязательств на основании пп. 13 п. 1 ст.
265 НК РФ?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 27 августа 2010 г. N 03-03-06/1/572
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и по вопросу, относящемуся к
своей компетенции, сообщает следующее.
Налогоплательщики, осуществляющие
оптовую, мелкооптовую и розничную торговлю, формируют расходы на реализацию
(далее - издержки обращения) в соответствии со ст. 320 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - НК РФ).
Согласно абз. 2
ст. 320 НК РФ в сумму издержек обращения включаются расходы налогоплательщика -
покупателя товаров на доставку этих товаров, складские расходы и иные расходы
текущего месяца, связанные с приобретением, если они не учтены в стоимости
приобретения товаров, и реализацией этих товаров. К издержкам обращения не
относится стоимость приобретения товаров по цене, установленной условиями
договора. При этом налогоплательщик имеет право сформировать стоимость
приобретения товаров с учетом расходов, связанных с приобретением этих товаров.
Указанная стоимость товаров учитывается при их реализации в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ.
Порядок формирования стоимости
приобретения товаров определяется налогоплательщиком в учетной политике для
целей налогообложения и применяется в течение не менее чем двух налоговых
периодов.
В соответствии с абз.
3 ст. 320 НК РФ расходы текущего месяца разделяются на
прямые и косвенные. К прямым расходам относятся стоимость приобретения товаров,
реализованных в данном отчетном (налоговом) периоде, и суммы расходов на
доставку (транспортные расходы) покупных товаров до склада налогоплательщика -
покупателя товаров, в случае если эти расходы не включены в цену приобретения
указанных товаров. Все остальные расходы, за исключением внереализационных
расходов, определяемых в соответствии со ст. 265 НК РФ, осуществленные в
текущем месяце, признаются косвенными расходами и уменьшают доходы от
реализации текущего месяца.
Таким образом, расходы, связанные с
приобретением товаров, в виде затрат на получение релиз-ордера
учитываются в составе прямых расходов налогоплательщика.
Что касается вопроса об учете в целях
налогообложения прибыли расходов на повторное получение релиз-ордера
в связи с пропуском сроков вывоза товара с терминала, которые были установлены
первым релиз-ордером, необходимо учитывать следующее.
В соответствии со ст. 34.2 НК РФ
Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения
налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам
применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Консультирование указанных лиц по выбору наиболее оптимального для
налогоплательщика порядка уплаты налога, проведение экспертизы договоров,
учредительных и иных документов организаций, методик оценки показателей
хозяйственной деятельности этих лиц, а также оценка конкретных хозяйственных
операций к обязанностям Минфина России не относятся.
Вместе с тем сообщаем, что ко всем
расходам, учитываемым при исчислении налога на прибыль организаций,
предъявляются требования об их обоснованности и документальном подтверждении
(п. 1 ст. 252 НК РФ).
Так, под обоснованными расходами
понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной
форме.
Расходами признаются любые затраты при
условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на
получение дохода.
При этом согласно правовой позиции
Конституционного Суда Российской Федерации (Определение от 04.06.2007 N
320-О-П) обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы по
налогу на прибыль организаций, должна оцениваться с учетом обстоятельств,
свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект
в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.
В силу принципа свободы экономической
деятельности (ст. 8 ч. 1 Конституции Российской Федерации) налогоплательщик
осуществляет финансово-хозяйственную деятельность самостоятельно на свой риск и
вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и
целесообразность. При этом проверка экономической обоснованности произведенных
налогоплательщиком расходов осуществляется налоговыми органами во время
мероприятий налогового контроля, порядок проведения которого установлен НК РФ.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
27.08.2010