Вопрос: Об освобождении от налогообложения НДС кассовых операций по
пересчету и проверке подлинности денежных средств, а также их упаковке,
осуществляемых банками, а также услуг банка по предоставлению клиенту
информации, в том числе на иностранном языке, о банковских счетах, открытых
клиенту в этом банке, наличии средств на счетах и суммах начисленных процентов
по остаткам средств на этих счетах, наличии ссудной задолженности; о
налогообложении НДС услуг банка по предоставлению клиенту информации о
залоговом имуществе.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 27 августа 2010 г. N 03-07-05/34
В связи с письмом по вопросам применения
банком налога на добавленную стоимость Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики сообщает.
Согласно пп. 3 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации
(далее - Кодекс) осуществляемые банками банковские операции (за исключением
инкассации), в том числе операции по кассовому обслуживанию организаций и
физических лиц, операции, связанные с обслуживанием банковских карт, а также
операции по открытию и ведению банковских счетов организаций и кредитованию
освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость.
Пунктом 1.1
Положения Банка России от 24.04.2008 N 318-П "О порядке ведения кассовых операций
и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в
кредитных организациях на территории Российской Федерации" (далее -
Положение) установлено, что кредитная организация (филиал), открытые в
соответствии с нормативными актами Банка России внутренние структурные
подразделения кредитной организации могут осуществлять следующие кассовые
операции: прием, выдачу, размен, обмен,
обработку, включающую пересчет, сортировку, формирование, упаковку наличных
денег. При этом согласно п. 2.11 Положения банкноты Банка России, выдаваемые
клиентам в упаковке кредитной организации (филиала), внутреннего структурного
подразделения кредитной организации, должны быть обработаны с использованием
счетно-сортировальных машин с функцией распознавания машиночитаемых защитных
признаков банкнот Банка России.
Таким образом, кассовые операции по
пересчету и проверке подлинности денежных средств, а также их упаковке,
осуществляемые банками, по нашему мнению, относятся к банковским операциям по
кассовому обслуживанию организаций и физических лиц, не подлежащим
налогообложению налогом на добавленную стоимость.
Согласно п. 1.4
Положения Банка России от 24.12.2004 N 266-П "Об эмиссии банковских карт и
об операциях, совершаемых с использованием платежных карт" банковские
платежные карты, эмиссию которых на территории Российской Федерации
осуществляют кредитные организации, являются инструментом безналичных расчетов,
предназначенным для совершения физическими лицами, в том числе уполномоченными
юридическими лицами, операций с денежными средствами, находящимися у кредитной
организации, которые осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации и
договором с кредитной организации. В связи с этим услуги по
оформлению, в том числе переоформлению, банковской платежной карты, являющейся
инструментом безналичных расчетов, оказываемые банком физическим лицам -
держателям этих карт, по нашему мнению, относятся к банковским операциям,
связанным с обслуживанием банковских карт, освобождаемым от налогообложения
налогом на добавленную стоимость.
Что касается
применения налога в отношении услуг банка по предоставлению клиенту информации,
в том числе на иностранном языке, о банковских счетах, открытых клиенту в этом
банке, наличии средств на счетах и суммах начисленных процентов по остаткам
средств на этих счетах, а также наличии ссудной задолженности, сообщаем, что,
по нашему мнению, указанные услуги относятся к банковским операциям по открытию
и ведению банковских счетов организаций и
кредитованию, освобождаемым от налогообложения налогом на добавленную стоимость
на основании вышеуказанного пп. 3 п. 3 ст. 149
Кодекса. При этом услуги банка по предоставление клиенту информации о залоговом
имуществе подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном
порядке, поскольку, по нашему мнению, не относятся к банковским операциям,
освобождаемым от налогообложения.
Одновременно сообщаем, что настоящее
письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил,
конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым
актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138
направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер
по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах
и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах
в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Н.А.КОМОВА
27.08.2010