Вопрос: О порядке
уплаты земельного налога, а также о льготах по земельному налогу, установленных
Положением о местных налогах г. Тюмени, утвержденным Решением Тюменской
городской Думы от 25.11.2005 N 259.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 27 августа 2010 г. N 03-05-06-02/80
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу уплаты земельного
налога и сообщает следующее.
В соответствии со
ст. 387 гл. 31 "Земельный налог" Налогового кодекса Российской
Федерации (далее - Налоговый кодекс) земельный налог устанавливается Налоговым
кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных
образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга),
вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым
кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных
образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и обязателен к уплате на
территориях этих муниципальных образований и указанных субъектов Российской
Федерации.
Согласно п. 1 ст.
388 Налогового кодекса налогоплательщиками земельного налога признаются
организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми
объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Налогового кодекса, на праве
собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве
пожизненного наследуемого владения.
Пунктом 1 ст. 131 Гражданского кодекса
Российской Федерации установлено, что право собственности и другие вещные права
на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и
прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном
реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на
недвижимость и сделок с ней.
Также следует иметь
в виду, что согласно п. 4 ст. 8 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ
"О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской
Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также
о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений
законодательных актов) Российской Федерации" в случае отсутствия в Едином
государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информации о существующих правах на
земельные участки налогоплательщики по земельному налогу определяются на
основании государственных актов, свидетельств и других документов,
удостоверяющих права на землю и выданных физическим или юридическим лицам до
вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О
государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним",
которые в соответствии с законодательством имеют равную
юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое
имущество и сделок с ним, либо на основании актов, изданных органами
государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их
компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте
издания таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков.
Таким образом, основанием для взимания
земельного налога является наличие у налогоплательщика правоустанавливающих
документов на земельный участок.
На основании п. 1 ст. 389 Налогового
кодекса объектом налогообложения по земельному налогу признаются земельные
участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов
федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен
налог.
В соответствии со ст. 11.1 Земельного
кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной
поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Налоговая база для исчисления земельного
налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых
объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Налогового кодекса (п. 1 ст.
390 Налогового кодекса).
Статьей 394 Налогового кодекса
определено, что налоговые ставки для исчисления земельного налога
устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов
муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и
Санкт-Петербурга) в пределах, установленных п. 1 ст. 394 Налогового кодекса.
Одновременно обращаем внимание, что
согласно п. 2 ст. 387 Налогового кодекса при установлении земельного налога
нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных
образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга)
могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения,
включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных
категорий налогоплательщиков.
Так, п. 5.3
Положения о местных налогах г. Тюмени, утвержденного Решением Тюменской
городской Думы от 25.11.2005 N 259, определены категории налогоплательщиков,
для которых налоговая база при исчислении земельного налога уменьшается на не
облагаемую налогом сумму на одного налогоплательщика в отношении земельного
участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или
пожизненном наследуемом владении, в размере 600 000 руб.
К таким категориям отнесены, в частности,
пенсионеры и садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие
объединения граждан - в отношении земельных участков, предоставленных
пенсионерам - членам указанных объединений (в том числе и за часть земель
общего пользования, определяемую как соотношение земель общего пользования и
числа членов объединения).
В соответствии с п. 3 ст. 397 Налогового
кодекса земельный налог и авансовые платежи по налогу уплачиваются в бюджет по
месту нахождения земельных участков.
Налогоплательщики, являющиеся физическими
лицами, уплачивают налог и авансовые платежи по налогу на основании налогового
уведомления, направленного налоговым органом (п. 4 ст. 397 Налогового кодекса).
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
27.08.2010