Вопрос: О возможности внесения изменений в ст. 333.7 НК РФ в части
уточнения основания пользования объектами животного мира юридическими лицами и
индивидуальными предпринимателями и в Порядок выдачи разрешений на добычу
охотничьих ресурсов, утвержденный Приказом Минприроды России от 23.04.2010 N
121, в части установления обязанности представления указанными юридическими
лицами и индивидуальными предпринимателями сведений, предусмотренных ст. 333.7
НК РФ, а также порядка учета получаемых бланков разрешений на добычу
охотничьих ресурсов и контроля за их движением в целях
осуществления налоговыми органами эффективного администрирования сбора за
пользование объектами животного мира.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 31 августа 2010 г. N 03-06-05-03/9
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики, рассмотрев письмо по вопросу исчисления и уплаты
сбора за пользование объектами животного мира, сообщает.
В соответствии со
ст. 333.1 гл. 25.1 "Сборы за пользование объектами животного мира и за
пользование объектами водных биологических ресурсов" Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - Кодекс) плательщиками сбора за пользование
объектами животного мира признаются организации и физические лица, в том числе
индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке разрешение
на добычу объектов животного мира на территории Российской Федерации.
Согласно положениям Федерального закона
от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(далее - Закон об охоте) разрешение на добычу охотничьих ресурсов является
документом, удостоверяющим право на добычу охотничьих ресурсов, возникающее с
момента его выдачи. Разрешение выдается физическим и юридическим лицам, у
которых возникло данное право, и в нем указываются сведения об охотнике и
охотничьем билете; вид охоты, который предполагается осуществлять; сведения о
добываемых охотничьих ресурсах; количество добываемых охотничьих ресурсов;
сроки и места охоты.
Вместе с тем
Порядком выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, утвержденным Приказом
Минприроды России от 23.04.2010 N 121 (далее - Порядок выдачи разрешений),
установлено, что выдача разрешений на добычу охотничьих ресурсов осуществляется
либо физическому лицу, сведения о котором содержатся в государственном охотхозяйственном реестре, или иностранному гражданину,
временно пребывающему в Российской Федерации и заключившему договор об оказании
услуг в сфере охотничьего хозяйства, в случаях
осуществления им охоты, либо физическому лицу, являющемуся работником
юридического лица или индивидуального предпринимателя, выполняющим обязанности,
связанные с осуществлением охоты и сохранением охотничьих ресурсов, на
основании трудового или гражданско-правового договора. При этом юридическим
лицам и индивидуальным предпринимателям, заключившим охотхозяйственные
соглашения, по их заявкам органами государственной власти в пределах их
полномочий, определенных Законом об охоте, предоставляются бланки разрешений
для последующей выдачи указанным физическим лицам.
Таким образом, из анализа положений гл.
25.1 Кодекса и Закона об охоте следует, что плательщиками сбора за пользование
объектами животного мира являются физические лица, получающие в установленном Законом
об охоте порядке разрешение на добычу охотничьих ресурсов.
При этом следует учитывать следующее.
Главой 25.1 Кодекса
предусмотрен порядок представления организациями и индивидуальными
предпринимателями, осуществляющими пользование объектами животного мира по
разрешению на добычу объектов животного мира, сведений о полученных разрешениях
на добычу объектов животного мира, суммах сбора, подлежащих уплате, и суммах
фактически уплаченных сборов в налоговый орган по месту нахождения органа,
выдавшего указанное разрешение, позволяющий администрировать сбор за
пользование объектами животного мира при пользовании объектами животного мира в охотничьих угодьях, закрепленных за
юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, заключившими охотхозяйственные соглашения.
Вместе с тем в соответствии с положениями
Закона об охоте юридические лица и индивидуальные предприниматели осуществляют
свою деятельность на основании охотхозяйственных
соглашений, и, соответственно, обязанность по представлению указанных сведений
у них не возникает. При этом Порядком выдачи разрешений не предусмотрен
механизм контроля за движением полученных указанными
юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями бланков разрешений на
добычу охотничьих ресурсов и выданных разрешений физическим лицам.
Таким образом, в данном случае возникает
проблема осуществления контроля за правильностью
исчисления, полнотой и своевременностью уплаты сбора за пользование объектами
животного мира при выдаче юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями,
заключившими охотхозяйственные соглашения, разрешений
на добычу охотничьих ресурсов физическим лицам, осуществляющим пользование
объектами животного мира в закрепленных охотничьих угодьях.
Учитывая
изложенное, считаем целесообразным внесение изменений в ст. 333.7 Кодекса в
части уточнения основания пользования объектами животного мира юридическими
лицами и индивидуальными предпринимателями и в Порядок выдачи разрешений
изменения в части установления обязанности представления указанными юридическими
лицами и индивидуальными предпринимателями сведений, предусмотренных ст. 333.7
Кодекса, а также порядка учета получаемых бланков разрешений на добычу
охотничьих ресурсов и контроля за их движением.
До внесения
указанных изменений полагаем необходимым ФНС России обратиться в Минприроды
России с просьбой об организации учета движения бланков разрешений на добычу
охотничьих ресурсов и о принятии иных мер, позволяющих ФНС России осуществлять
эффективное налоговое администрирование сбора за пользование объектами
животного мира на охотничьих угодьях, закрепленных за юридическими лицами и
индивидуальными предпринимателями охотхозяйственными
соглашениями.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И.В.ТРУНИН
31.08.2010