Вопрос: Относится
ли Координационный центр ИФНС России по контролю за мигрирующими организациями
и организациями, имеющими признаки фирм-"однодневок",
к экспертным органам?
Является ли правомерным принудительный
вызов налогоплательщика (под угрозой его административного наказания) на
заседание какого-либо экспертного органа?
Правомерен ли отказ ИФНС России в
предоставлении по адвокатскому запросу положения (регламента работы) указанного
Координационного центра - документов, имеющих регламентирующий характер и не
содержащих налоговую тайну? Учитывая, что в соответствии с пп. 1 п. 3 ст. 6 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ
адвокат вправе собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи,
в том числе запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов
государственной власти, органов местного самоуправления, общественных
объединений и иных организаций, указанные органы и организации в порядке, установленном
законодательством, обязаны выдать адвокату запрошенные им документы или
их заверенные копии.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 1 сентября 2010 г. N 03-02-08/48
В соответствии с письмом Департамент
налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает, что согласно п. 9.20
Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного Приказом
Минфина России от 23.03.2005 N 45н, вопросы, относящиеся к правоприменительной
практике, в Министерстве не рассматриваются.
В силу пп. 4 п. 1 ст. 32 Налогового кодекса Российской Федерации
(далее - Кодекс) налоговые органы обязаны бесплатно информировать
налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и
сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке
исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков.
Вместе с тем сообщается следующее.
Согласно ст. 2 Кодекса властные отношения
по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а
также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля,
обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц
и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения,
регулирует законодательство о налогах и сборах.
Налогоплательщик несет
обязанности, установленные ст. 23 Кодекса, и иные обязанности,
установленные законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с п.
п. 1 и 3 ст. 30 Кодекса и ст. ст. 1 и 2 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О
налоговых органах Российской Федерации" налоговые органы составляют единую
централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и
сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты
(перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством
Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью
уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных
обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган
исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и
сборов, и его территориальные органы.
Налоговые органы действуют в пределах
своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пп. 4 п.
1 ст. 31 Кодекса налоговые органы вправе вызывать на основании письменного
уведомления в налоговые органы налогоплательщиков для дачи пояснений в связи с
уплатой ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях,
связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах.
Из представленных материалов следует, что
уведомление о вызове налогоплательщика было направлено инспекцией ФНС России, а
не Координационным центром ИФНС России по контролю за мигрирующими
организациями и организациями, имеющими признаки фирм-"однодневок".
Налогоплательщики обязаны не
препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при
исполнении ими своих служебных обязанностей (пп. 7 п.
1 ст. 23 Кодекса).
В соответствии с гл. IV Кодекса
налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством
о налогах и сборах, лично либо через законного или уполномоченного
представителя, если иное не предусмотрено Кодексом.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
01.09.2010