Вопрос: Правомерно
ли отнесение Совета партнерства некоммерческой организации к высшим органам
управления некоммерческой организацией?
Не противоречат ли
выплаты некоммерческим партнерством денежного вознаграждения, носящие
регулярный характер, председателю Совета партнерства абз.
2 п. 5 ст. 29 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ, в соответствии с
которым некоммерческая организация не вправе осуществлять выплату
вознаграждения членам ее высшего органа управления за выполнение ими
возложенных на них функций, за исключением компенсации расходов,
непосредственно связанных с участием в работе высшего органа управления?
При применении некоммерческим
партнерством УСН (объект налогообложения - доходы) следует ли рассматривать
выплаты вознаграждений членам Совета партнерства как не соответствующие
содержанию и ведению уставной деятельности и необходимо ли их включать в состав
доходов, учитываемых для налогообложения?
Облагаются ли суммы начислений в виде
вознаграждений членам Совета партнерства некоммерческого партнерства страховыми
взносами на обязательное пенсионное страхование и страховыми взносами на
обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 1 сентября 2010 г. N 03-11-06/2/137
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики на письмо по вопросу
применения упрощенной системы налогообложения, исходя из информации,
содержащейся в письме, сообщает следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 346.15
Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, применяющие
упрощенную систему налогообложения, при определении объекта налогообложения
учитывают доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 Кодекса,
и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 Кодекса.
Согласно пп. 1
п. 1.1 названной статьи Кодекса при определении объекта налогообложения не
учитываются доходы, указанные в ст. 251 Кодекса.
Пунктом 2 ст. 251 Кодекса установлено,
что при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за
исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров).
К ним относятся
целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими
уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов
государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов
управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от
других организаций и (или) физических лиц, и использованные указанными
получателями по назначению. При этом
налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести
раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых
поступлений.
К целевым
поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной
деятельности, в частности, относятся осуществленные в соответствии с
законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях
вступительные взносы, членские взносы, паевые вклады, а также пожертвования,
признаваемые таковыми в соответствии с Гражданским кодексом Российской
Федерации (пп. 1 п. 2 ст. 251 Кодекса).
Согласно Федеральному закону от 12.01.1996
N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ)
некоммерческие партнерства, образованные в установленном порядке, вправе
получать от организаций, являющихся их членами, вступительные и членские взносы
на содержание и ведение уставной деятельности.
Таким образом, членские взносы,
полученные некоммерческими партнерствами на содержание и ведение уставной
деятельности, являются целевыми поступлениями и на основании пп. 1 п. 2 ст. 251 Кодекса не учитываются при определении
налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной
системы налогообложения.
В соответствии с п. 5 ст. 29 Закона N
7-ФЗ некоммерческая организация не вправе осуществлять выплату вознаграждения
членам ее высшего органа управления за выполнение ими возложенных на них
функций, за исключением компенсации расходов, непосредственно связанных с
участием в работе высшего органа управления.
При этом порядок управления деятельностью
некоммерческой организации должен предусматриваться ее учредительными
документами (п. 3 ст. 14 Закона N 7-ФЗ).
В связи с этим если
учредительными документами в качестве высшего органа управления некоммерческим
партнерством определен Совет партнерства, то суммы выплат в виде
вознаграждений, осуществленные некоммерческим партнерством председателю и
членам Совета партнерства, не являющиеся компенсацией понесенных ими расходов,
связанных с участием в работе Совета партнерства, относятся к средствам,
использованным некоммерческим партнерством не по целевому назначению.
Указанные выплаты подлежат включению в
состав доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу,
уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
По вопросам исчисления и уплаты страховых
взносов в государственные внебюджетные фонды в соответствии со ст. 28
Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в
Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации,
Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды
обязательного медицинского страхования" следует обращаться в Минздравсоцразвития России.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
01.09.2010