Вопрос: Вправе ли нотариус исчислять размер госпошлины за выдачу
свидетельства о праве на наследство на ценные бумаги (акции, не обращающиеся на
организованном рынке ценных бумаг и не имеющие рыночных котировок) исходя из
номинальной стоимости ценных бумаг, указанной в выписке из системы ведения
реестра, предоставленной держателем реестра ценных бумаг, на день открытия
наследства?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 2 сентября 2010 г. N 03-05-06-03/101
Департамент налоговой и таможенно-тарифной
политики рассмотрел обращение по вопросу исчисления размера государственной
пошлины за выдачу свидетельства о праве на наследство, объектом права которого
являются акции, не обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, и
сообщает.
Согласно пп. 5
п. 1 ст. 333.25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) по
выбору плательщика для исчисления государственной пошлины может быть
представлен документ с указанием инвентаризационной, рыночной, кадастровой либо
иной (номинальной) стоимости имущества, выданный организациями (органами) или
специалистами-оценщиками (экспертами), указанными в пп.
7 - 10 данного пункта. Нотариусы и должностные лица, совершающие нотариальные
действия, не вправе определять вид стоимости имущества (способ оценки) в целях
исчисления государственной пошлины и требовать от плательщика представления
документа, подтверждающего данный вид стоимости имущества (способ оценки).
В случае представления нескольких
документов, выданных организациями (органами) или специалистами-оценщиками
(экспертами), указанными в пп. 7 - 10 п. 1 ст. 333.25
Кодекса, с указанием различной стоимости имущества при исчислении размера
государственной пошлины принимается наименьшая из указанных стоимостей
имущества.
Стоимость ценных бумаг определяется
специалистами-оценщиками на основании пп. 10 п. 1 ст.
333.25 Кодекса.
Статьей 5
Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в
Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ) установлено, что
совокупность вещей, составляющих имущество лица, в том числе имущество
определенного вида (движимое или недвижимое, в том числе предприятия), право
собственности и иные вещные права на имущество или отдельные вещи из состава
имущества, а также права требования, обязательства (долги) включены в перечень объектов оценки.
Проведение оценки объектов оценки
является обязательным в целях контроля за
правильностью уплаты налогов в случае возникновения спора об исчислении
налогооблагаемой базы (ст. 8 Закона N 135-ФЗ).
Согласно Федеральному стандарту оценки
"Цель оценки и виды стоимости (ФСО N 2)" (далее - ФСО N 2),
утвержденному Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 255, при
определении стоимости объекта оценки, вид которой определяется в задании на
оценку, используются: рыночная стоимость; инвестиционная стоимость;
ликвидационная стоимость; кадастровая стоимость. Результат оценки может
использоваться при определении сторонами цены для совершения сделки или иных
действий с объектом оценки, в том числе для целей налогообложения. Кадастровая стоимость
определяется оценщиком, в частности, для целей налогообложения.
Также ст. 7 Закона N 135-ФЗ установлено,
что в случае, если в нормативном правовом акте, содержащем требование
обязательного проведения оценки какого-либо объекта оценки, либо в договоре об
оценке объекта оценки не определен конкретный вид стоимости объекта оценки,
установлению подлежит рыночная стоимость данного объекта.
Учитывая положения ст. 333.25 Кодекса,
Закона N 135-ФЗ и ФСО N 2, для исчисления размера государственной пошлины за выдачу
свидетельства о праве на наследство, объектом права которого являются ценные
бумаги, в том числе акции, должна применяться рыночная стоимость.
Данный подход к определению стоимости
наследуемого имущества, в том числе и акций, соответствует ст. 1115 Гражданского
кодекса Российской Федерации, согласно которой ценность имущества определяется
исходя из его рыночной стоимости.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
02.09.2010