Вопрос: О порядке
применения резидентами ОЭЗ в Калининградской области норм ст. 385.1 гл. 30
"Налог на имущество организаций" НК РФ в отношении имущества,
приобретенного по истечении трех лет с начала реализации инвестиционного
проекта, а также о формировании первоначальной стоимости имущества при
реализации инвестиционного проекта.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 9 сентября 2010 г. N 03-05-05-01/39
Департамент
налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о применении ст.
385.1 Налогового кодекса Российской Федерации и формировании первоначальной и
остаточной стоимости имущества при реализации инвестиционного проекта и
сообщает, что согласно п. 11.4 Регламента Министерства финансов Российской
Федерации, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от
23.03.2005 N 45н, обращения организаций по проведению экспертизы договоров
(соглашений) и по оценке конкретных хозяйственных ситуаций в Министерстве финансов Российской Федерации не рассматриваются.
Одновременно
необходимо иметь в виду, что п. 1 ст. 374 Налогового кодекса Российской
Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения для российских организаций
признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное
во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление,
внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному
соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в
порядке, установленном для ведения
бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст. ст. 378 и 378.1 Кодекса.
Налоговая база по налогу на имущество
организаций, при определении которой в соответствии со ст. 375 Кодекса
учитывается остаточная стоимость основных средств, формируется для целей
налогообложения по установленным правилам ведения бухгалтерского учета,
утвержденным в учетной политике организации.
Правила формирования в бухгалтерском
учете информации об основных средствах организации установлены Положением по
бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденным
Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, согласно которому основные
средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости.
Первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается
сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и
изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых
налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской
Федерации).
Пунктом 27 ПБУ 6/01 определено, что
восстановление объекта основных средств может осуществляться посредством
ремонта, модернизации и реконструкции. При этом затраты на модернизацию и
реконструкцию объекта основных средств после их окончания могут увеличивать
первоначальную стоимость такого объекта, если в результате модернизации и
реконструкции улучшаются (повышаются) первоначально принятые нормативные
показатели функционирования (срок полезного использования, мощность, качество
применения и т.п.) объекта основных средств.
Организации - резиденты
особой экономической зоны в Калининградской области исчисляют сумму налога на
имущество организаций в порядке, установленном ст. 385.1 Кодекса, в отношении
имущества, созданного или приобретенного при реализации инвестиционного проекта
в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2006 N 16-ФЗ "Об Особой
экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые
законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 16-ФЗ).
Из ст. 2 Федерального закона N 16-ФЗ следует,
что условия реализации резидентом инвестиционного проекта в особой
экономической зоне Калининградской области (далее - ОЭЗ) должны содержаться в
инвестиционной декларации, в которой указываются цель инвестиционного проекта,
а также общий объем финансирования и сроки реализации инвестиционного проекта.
Статьей 4
Федерального закона N 16-ФЗ определены основные требования к инвестиционным
проектам, реализуемым резидентами ОЭЗ, в частности, установлено, что
капитальными вложениями, учитываемыми при определении минимальной стоимости
инвестиционного проекта, являются инвестиции в основной капитал (основные
средства), в том числе затраты на осуществление проектно-изыскательских работ,
новое строительство, техническое перевооружение, модернизацию основных фондов,
реконструкцию зданий, приобретение машин, оборудования, инструментов,
инвентаря. Объем капитальных вложений в сумме не
менее чем сто пятьдесят миллионов рублей должен быть осуществлен в срок, не
превышающий трех лет со дня принятия решения о включении юридического лица в
реестр (пп. 3 - 5 п. 10 ст. 4 Федерального закона N
16-ФЗ).
Организация -
резидент ОЭЗ, осуществляющая капитальные вложения, с даты включения организации
в единый реестр резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области вправе
использовать льготный режим налогообложения по ст. 385.1 Кодекса в рамках
соглашения и инвестиционной декларации в отношении находящихся на ее балансе
основных средств, приобретаемых или созданных (модернизированных,
реконструированных) для реализации инвестиционного проекта.
На основании п. п.
3 и 4 ст. 385.1 Кодекса для резидентов ОЭЗ в течение первых шести календарных
лет начиная со дня включения юридического лица в единый реестр резидентов ОЭЗ
налоговая ставка по налогу на имущество организаций в отношении имущества,
созданного или приобретенного при реализации инвестиционного, установлена в
размере 0 процентов, а в период с седьмого по двенадцатый календарный год включительно со дня включения юридического лица в единый реестр
резидентов ОЭЗ налоговая ставка составляет величину, установленную законом
Калининградской области и уменьшенную на пятьдесят процентов.
Полагаем, что в
силу п. 10 ст. 4 Федерального закона N 16-ФЗ если в соответствии с соглашением
и инвестиционной декларацией объем капитальных вложений на приобретение
(создание) объектов основных средств составляет в сумме более ста пятидесяти
миллионов рублей с момента начала реализации инвестиционного проекта, срок
реализации которого более 3 лет, то организация может применять нормы ст. 385.1
Кодекса в отношении имущества,
приобретаемого по истечении трех лет с начала реализации инвестиционного
проекта.
Мнение Департамента, приведенное в
настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих
нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N
03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет
информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства
Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налоговым органам,
налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться
нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от
трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И.В.ТРУНИН
09.09.2010