Вопрос: О порядке обложения налогом на прибыль доходов американской
организации по заключенному с российской организацией контракту, согласно
которому российская организация за вознаграждение привлекает клиентов на
территории РФ с целью покупки поставляемых этой американской организацией
товаров, получает с российских клиентов денежные средства и перечисляет их
американской организации, которая высылает товар из США покупателям по почте.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 9 сентября 2010 г. N 03-08-05
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел запрос относительно налогообложения
доходов американской организации по заключенному с российской
организацией контракту на привлечение клиентов на территории Российской Федерации
с целью покупки товаров, поставляемых данной американской организацией,
и сообщает.
Как следует из запроса, в соответствии с
контрактом российская организация за вознаграждение привлекает для американской
организации клиентов на территории Российской Федерации с целью покупки
товаров, поставляемых данной американской организацией, а также получает с этих
российских клиентов денежные средства и перечисляет их американской
организации. Товар отправляется российским покупателям с территории США по
почте на адрес, указанный покупателем.
В соответствии со
ст. 247 Кодекса объектом налогообложения по налогу на прибыль для иностранных
организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через
постоянные представительства, признаются полученные через эти постоянные
представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных этими
постоянными представительствами расходов, которые определяются в соответствии с
гл. 25 Кодекса, а также другие доходы от источников в Российской Федерации,
указанные в п. 1 ст. 309 Кодекса, относящиеся к постоянному представительству.
В соответствии с п.
1 ст. 5 Договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки об избежании двойного налогообложения и предотвращении
уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от
17.06.1992 (далее - Договор) термин "постоянное представительство"
означает постоянное место деятельности, через которое лицо с постоянным
местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве, являющееся или не являющееся
юридическим лицом, осуществляет коммерческую деятельность в другом Договаривающемся Государстве.
При определении
факта образования постоянного представительства на территории Российской
Федерации американской компании необходимо учитывать положения п. 5 ст. 5 Договора,
согласно которым, несмотря на положения п. п. 1 и 2 ст. 5 Договора, если лицо с
постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве осуществляет
деятельность в другом Договаривающемся Государстве через агента, то считается,
что это лицо имеет постоянное представительство в этом другом Государстве в отношении любой
деятельности, которую агент осуществляет для этого лица, если агент
удовлетворяет каждому из следующих условий:
a) он имеет полномочия заключать
контракты в этом другом Государстве от имени этого лица;
b) он обычно использует эти полномочия;
c) он не является агентом с независимым
статусом, к которому применяются положения п. 6;
d) его деятельность не ограничивается
видами деятельности, упомянутыми в п. 4 ст. 5 Договора.
Таким образом, п. 5
ст. 5 Соглашения содержит общепринятый принцип международного налогообложения,
согласно которому предприятие одного государства должно рассматриваться как
имеющее постоянное представительство в другом государстве, если при
определенных условиях в этом другом государстве действует лицо (зависимый
агент), представляющее это предприятие, даже если это предприятие не имеет
постоянного места деятельности в этом другом государстве в значении п. п. 1 и 2 ст. 5 Договора.
Зависимыми агентами признаются лица,
которые в силу сферы их полномочий или характера деятельности вовлекают до
определенной степени предприятие одного государства в участие в
предпринимательской деятельности на территории другого государства.
Пунктом 5 указанной статьи Договора установлено,
что только лица, имеющие полномочия на заключение контрактов, могут считаться
зависимыми агентами, при условии, что такое лицо использует свои полномочия по
заключению контрактов многократно, а не в единичных случаях. При этом фраза
"полномочия заключать контракты от имени предприятия" не ограничивает
применение данного п. 5 к лицу, непосредственно заключающему контракты от имени
предприятия. Этот пункт применяется также к лицу, заключающему контракты,
которые накладывают обязательства на это предприятие, даже если такие контракты
не заключены от имени самого предприятия. Недостаточное участие предприятия в
операциях, совершаемых зависимым агентом, является лишь показателем
предоставления зависимому агенту широких полномочий.
Учитывая
вышеизложенное, по нашему мнению, если в соответствии с контрактом, заключенным
с американской организацией, российской организации предоставлены достаточно
широкие полномочия (в зависимости от того, кому покупатели могут направлять
рекламации, осуществлять возврат товаров и т.д.), деятельность такой
американской организации может приводить к образованию постоянного
представительства на территории Российской Федерации согласно вышеуказанным
критериям. Следовательно, согласно п. 1 ст. 7
Соглашения прибыль данной американской организации подлежит налогообложению в
Российской Федерации, но только в той части, которая относится к этому
постоянному представительству.
В силу нормы п. 1 ст. 246 Кодекса
иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через
постоянные представительства, являются самостоятельными плательщиками налога на
прибыль организаций.
Одновременно сообщаем, что настоящее
письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил,
конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым
актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138
направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер
по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах
и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах
в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Н.А.КОМОВА
09.09.2010