Вопрос: О
налогообложении НДФЛ, транспортным и земельным налогами, а также налогом на
имущество физических лиц доходов инвалидов I, II, III групп, а также о
налогообложении доходов, выплачиваемых организаторами лотерей.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 10 сентября 2010 г. N 03-04-06/9-210
Департамент
налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу внесения
изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - Кодекс) в части
освобождения инвалидов I, II, III групп от уплаты налога на доходы физических
лиц, транспортного и земельного налогов, а также налога на имущество физических
лиц и в соответствии со ст. 34.2 Кодекса разъясняет следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Кодекса
каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Эта норма
развивает закрепленную в ст. 57 Конституции Российской Федерации
конституционно-правовую обязанность каждого платить законно установленные
налоги и сборы.
В настоящее время в соответствии с
положениями гл. 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса
налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаны все без исключения
категории граждан независимо от их профессиональной, социальной или какой-либо
иной принадлежности.
Вместе с тем данной главой определены
виды доходов, при получении которых у налогоплательщиков не возникает
обязанности по уплате налога на доходы физических лиц, а также предусмотрены
стандартные, социальные налоговые вычеты, в частности, для налогоплательщиков
из числа малоимущих и социально незащищенных категорий граждан, в том числе
инвалидов.
В частности, в
соответствии со ст. 217 Кодекса не облагаются налогом на доходы физических лиц
государственные пособия, пенсии по государственному пенсионному обеспечению и
трудовые пенсии, социальные доплаты к пенсиям, суммы единовременных выплат (в
том числе в виде материальной помощи), осуществляемых налогоплательщикам из
числа малоимущих категорий граждан в виде сумм адресной социальной помощи,
оказываемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов или внебюджетных фондов в
соответствии с программами, утверждаемыми ежегодно соответствующими органами
государственной власти.
Пунктом 28 ст. 217 Кодекса предусмотрено
освобождение от обложения доходов налогоплательщиков в виде подарков,
полученных от организаций, стоимость которых не превышает 4000 руб.
Следовательно, стоимость подарков, превышающая 4000 руб., облагается налогом на
доходы физических лиц по ставке 13 процентов.
Наряду с полным или частичным
освобождением доходов от налогообложения положения гл. 23 "Налог на доходы
физических лиц" Кодекса предусматривают также уменьшение налоговой базы на
различные стандартные и социальные налоговые вычеты.
В частности, инвалиды с детства, а также
инвалиды I и II групп при определении размера налоговой базы имеют право на
получение стандартных налоговых вычетов в размере 500 руб. за каждый месяц
налогового периода.
Кроме того, в рамках социальных вычетов
предусмотрено уменьшение облагаемого дохода на такие социально значимые
расходы, как оплата лечения, медицинского обслуживания и стоимости лекарств,
как самого налогоплательщика, так и его детей.
По вопросу налогообложения доходов,
выплачиваемых организаторами лотерей, следует иметь в виду, что согласно ст.
228 Кодекса физические лица, получающие выигрыши, выплачиваемые организаторами
лотерей, тотализаторов и других основанных на риске
игр (в том числе с использованием игровых автоматов), уплачивают налог исходя
из сумм таких выигрышей.
Указанные налогоплательщики обязаны
самостоятельно исчислить суммы налога из полученных сумм выигрышей по
установленной в п. 1 ст. 224 Кодекса ставке в размере 13 процентов (до 1 января
2002 г. - 35 процентов). Также они должны представить в налоговый орган по
месту своего учета декларацию по налогу на доходы физических лиц. Сумма налога,
подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой
декларации, уплачивается по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее
15 июля года, в котором представлена налоговая декларация.
В соответствии с п. 1 ст. 4 Закона
Российской Федерации от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество
физических лиц" (далее - Закон) от уплаты налога на имущество физических
лиц освобождаются инвалиды I и II групп.
При этом п. 4 ст. 4 данного Закона
предусмотрено, что органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать налоговые льготы и основания для их
использования налогоплательщиками.
Одновременно отмечаем, что гл. 28
"Транспортный налог" и 31 "Земельный налог" Кодекса не
содержат положений, согласно которым инвалиды освобождаются от уплаты
соответственно транспортного и земельного налога.
Вместе с тем нормы гл. 28
"Транспортный налог" и 31 "Земельный налог" Кодекса не
исключают возможности предоставления инвалидам I, II и III групп льгот в виде
освобождения от уплаты транспортного и земельного налогов.
Так, ст. 356 Кодекса определено, что при
установлении транспортного налога законами субъектов Российской Федерации могут
предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования
налогоплательщиком.
Согласно п. 2 ст. 387 Кодекса при
установлении земельного налога нормативными правовыми актами представительных
органов муниципальных образований (законами городов федерального значения
Москвы и Санкт-Петербурга) могут устанавливаться налоговые льготы, основания и
порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы
для отдельных категорий налогоплательщиков.
Учитывая изложенное, считаем, что вопрос
об освобождении инвалидов от уплаты транспортного и земельного налогов, а также
налога на имущество физических лиц должен решаться не на федеральном, а
соответственно на региональном и местном уровне.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
10.09.2010