Вопрос: Физлицо
является наследником по акциям организаций, образованных в результате
реорганизации организации. Нотариусом открыто наследственное дело. По запросу
нотариуса реестродержателями акций представлены выписки из реестра с указанием
номинальной стоимости акций. Однако для исчисления госпошлины нотариус требует
представить документ о рыночной стоимости акций.
В соответствии с п.
3 ст. 1 Федерального закона от 31.12.2005 N 201-ФЗ внесено изменение в пп. 5 п. 1 ст. 333.25 НК РФ, предусматривающее исчисление
размера госпошлины за выдачу свидетельств о праве на наследство от стоимости
наследуемого имущества на основании документа, представленного по выбору
плательщика, в котором может быть указана инвентаризационная, рыночная,
кадастровая либо иная (номинальная) стоимость имущества. Нотариусы и должностные лица, совершающие нотариальные действия, не
вправе определять вид стоимости имущества (способ оценки) в целях исчисления
государственной пошлины и требовать от плательщика представления документа,
подтверждающего данный вид стоимости имущества (способ оценки).
Возможно ли исчисление госпошлины за выдачу свидетельства о праве на наследство по акциям с
номинальной стоимостью?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 15 сентября 2010 г. N 03-05-06-03/106
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу исчисления размера
государственной пошлины за выдачу свидетельства о праве на наследство, объектом
права которого являются акции, и сообщает.
Согласно пп. 5
п. 1 ст. 333.25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) по
выбору плательщика для исчисления государственной пошлины может быть
представлен документ с указанием инвентаризационной, рыночной, кадастровой либо
иной (номинальной) стоимости имущества, выданный организациями (органами) или
специалистами-оценщиками (экспертами), указанными в пп.
7 - 10 данного пункта. Нотариусы и должностные лица, совершающие нотариальные
действия, не вправе определять вид стоимости имущества (способ оценки) в целях
исчисления государственной пошлины и требовать от плательщика представления
документа, подтверждающего данный вид стоимости имущества (способ оценки).
В случае представления нескольких
документов, выданных организациями (органами) или специалистами-оценщиками
(экспертами), указанными в пп. 7 - 10 п. 1 ст. 333.25
Кодекса, с указанием различной стоимости имущества при исчислении размера
государственной пошлины принимается наименьшая из указанных стоимостей
имущества.
Стоимость ценных бумаг определяется специалистами-оценщиками
на основании пп. 10 п. 1 ст. 333.25 Кодекса.
Статьей 5
Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в
Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ) установлено, что
совокупность вещей, составляющих имущество лица, в том числе имущество
определенного вида (движимое или недвижимое, в том числе предприятия), право
собственности и иные вещные права на имущество или отдельные вещи из состава
имущества, а также права требования, обязательства (долги) включены в перечень объектов оценки.
Проведение оценки объектов оценки
является обязательным в целях контроля за
правильностью уплаты налогов в случае возникновения спора об исчислении
налогооблагаемой базы (ст. 8 Закона N 135-ФЗ).
Согласно Федеральному стандарту оценки "Цель
оценки и виды стоимости (ФСО N 2)" (далее - ФСО N 2), утвержденному
Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 255, при определении
стоимости объекта оценки, вид которой определяется в задании на оценку,
используются: рыночная стоимость; инвестиционная стоимость; ликвидационная
стоимость; кадастровая стоимость. Результат оценки может использоваться при
определении сторонами цены для совершения сделки или иных действий с объектом
оценки, в том числе для целей налогообложения. Кадастровая стоимость
определяется оценщиком, в частности, для целей налогообложения.
Также ст. 7 Закона N 135-ФЗ установлено,
что в случае, если в нормативном правовом акте, содержащем требование
обязательного проведения оценки какого-либо объекта оценки, либо в договоре об
оценке объекта оценки не определен конкретный вид стоимости объекта оценки,
установлению подлежит рыночная стоимость данного объекта.
Указанное правило подлежит применению и в
случае использования в нормативном правовом акте не предусмотренных Законом N 135-ФЗ
или ФСО N 2 терминов, определяющих вид стоимости объекта оценки.
Учитывая положения ст. 333.25 Кодекса,
Закона N 135-ФЗ и ФСО N 2, для исчисления размера государственной пошлины за
выдачу свидетельства о праве на наследство, объектом права которого являются
ценные бумаги, в том числе акции, должна применяться рыночная стоимость.
Данный подход к определению стоимости
наследуемого имущества, в том числе и акций, соответствует ст. 1115
Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой ценность имущества
определяется исходя из его рыночной стоимости.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
15.09.2010