Вопрос: Банку в
счет погашения просроченной задолженности заемщиком банка по кредиту были
переданы объекты недвижимого имущества по соглашению об отступном.
Указанные объекты недвижимого имущества
банком в собственной деятельности не используются. С даты
перехода права собственности банком проводятся мероприятия, направленные
на продажу данного имущества.
В соответствии с п. 5.3 гл. 5 Приложения
10 к Положению Банка России от 26.03.2007 N 302-П "О Правилах ведения
бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории
Российской Федерации" указанная недвижимость отражена в бухгалтерском
учете в составе материальных запасов (балансовый счет N 61011 "Внеоборотные запасы").
Для поддержания имущества в надлежащем
состоянии и выполнения обязательств перед бюджетом банк несет текущие расходы
по оплате коммунальных расходов и охране объекта, уплачивает земельный налог.
Указанные расходы документально подтверждены. С коммунальными службами и
охранным предприятием заключены договоры, оформляются акты выполненных работ
(оказанных услуг), предоставляются счета на оплату, счета-фактуры и другие
необходимые документы.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ при приобретении
имущества помимо прав, указанных в ст. 209 ГК РФ, на собственника ложатся
обязанности по содержанию принадлежащего ему имущества (бремя содержания
принадлежащего ему имущества).
Таким образом, обязанность собственника
по несению расходов по поддержанию имущества в надлежащем состоянии обусловлена
ГК РФ независимо от того, каким образом данное имущество учитывается
владельцем.
Так как расходы по содержанию
принадлежащего банку имущества не связаны непосредственно с реализацией (данные
расходы возникают независимо от намерений собственника продать или использовать
имущество), уменьшение доходов от операций по реализации имущества на сумму
указанных затрат в соответствии со ст. 268 НК РФ вызывает сомнение. Особенно
принимая во внимание длительный период реализации имущества - более 1 года.
Правомерно ли закрепление банком в
учетной политике принципа отнесения затрат на содержание недвижимого имущества,
полученного по соглашению об отступном в счет погашения задолженности заемщика,
к прочим расходам на дату начисления или дату расчетов в соответствии со ст.
272 НК РФ для целей исчисления налога на прибыль?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 16 сентября 2010 г. N 03-03-06/2/165
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке учета в
целях налогообложения прибыли расходов по содержанию недвижимого имущества,
полученного банком по договору отступного, которое не используется для
извлечения дохода, но которое предполагается в дальнейшем реализовать с
прибылью, и сообщает следующее.
В соответствии с п.
5.6 гл. 5 Приложения 10 к Положению о Правилах ведения бухгалтерского учета в
кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации,
утвержденному Приказом Центрального банка Российской Федерации от 26.03.2007 N
302-П, а также Порядком отражения в бухгалтерском учете операций, совершаемых
кредитными организациями при прекращении обязательств, обеспечении исполнения
обязательств и перемене лиц в обязательствах по договорам на предоставление (размещение) денежных средств, утвержденным
Указанием Центрального банка Российской Федерации от 27.07.2001 N 1007-У,
движимое и недвижимое имущество, приобретенное в результате осуществления
сделок по договорам отступного, залога, учитывается до принятия кредитной
организацией решения о его реализации или использовании в собственной
деятельности и передачи документов на регистрацию прав собственности на объект
недвижимого имущества в составе материальных запасов (счет 61011 "Внеоборотные запасы").
Таким образом, поскольку заложенное
имущество или имущество, полученное по договору отступного, учитывается в
составе материальных запасов и не приносит дохода, оно не подлежит признанию в
качестве основных средств.
На основании п. 1
ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) расходами
признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях,
предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные)
налогоплательщиком.
Учитывая
изложенное, полагаем, что расходы (в том числе коммунальные платежи, расходы на
охрану), связанные с содержанием имущества, полученного по договору отступного,
до момента принятия решения о реализации данного имущества или о переводе в
состав основных средств не могут учитываться для целей налогообложения прибыли
организации как не соответствующие положениям ст. 252 Кодекса.
Вместе с тем согласно п. 1 ст. 268
Кодекса при реализации имущества и (или) имущественных прав, указанных в ст.
268 Кодекса, налогоплательщик вправе уменьшить доходы от таких операций в том числе на сумму расходов, непосредственно
связанных с такой реализацией, в частности на расходы по оценке, хранению,
обслуживанию и транспортировке реализуемого имущества.
Таким образом, по нашему мнению, сумма
расходов по содержанию имущества (в том числе расходы на оплату коммунальных
услуг и охрану имущества), понесенных до момента принятия решения о дальнейшем
использовании имущества, полученного по договору отступного, и до момента его
реализации, может уменьшать доходы от продажи данного имущества.
В случае если будет
принято решение о переводе имущества, полученного по договору отступного, в
состав основных средств, расходы на оплату коммунальных услуг и охрану
имущества (в том числе и за период, когда указанное имущество учитывалось в
составе внеоборотных запасов) могут быть включены в
состав материальных расходов при определении налоговой базы по налогу на
прибыль.
Суммы налогов и сборов, начисленные в
установленном законодательством Российской Федерации порядке, за исключением
перечисленных в ст. 270 Кодекса, учитываются в целях налогообложения прибыли по
самостоятельному основанию в соответствии с пп. 1 п.
1 ст. 264 Кодекса в составе прочих расходов, связанных с производством и (или)
реализацией.
Одновременно сообщаем, что настоящее
письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил,
конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым
актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138
направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер
по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах
и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах
в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
16.09.2010