Вопрос: Организация в период с 2008 по 2009 гг. оказывала услуги по
перевозке грузов за пределы РФ морскими судами, зарегистрированными в
Российском международном реестре судов (РМРС), агентские услуги по обслуживанию
морских судов в период стоянки в портах по агентским соглашениям и услуги по
сдаче в аренду (бербоут-чартер) морского судна,
зарегистрированного в РМРС.
Являются ли доходами (расходами),
указанными в пп. 33 п. 1 ст. 251 и п. 48.5 ст. 270 НК
РФ соответственно, внереализационные доходы и расходы в виде курсовой разницы,
возникающей от переоценки имущества в виде валютных ценностей, стоимость
которых выражена в иностранной валюте, процентов по кредитам и услуг банков?
Производится ли распределение указанных доходов (расходов) между различными
видами деятельности организации?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 16 сентября 2010 г. N 03-03-06/1/592
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и по вопросам, относящимся к
своей компетенции, сообщает следующее.
В соответствии с пп.
33 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при
определении налоговой базы не учитываются доходы судовладельцев, полученные от
эксплуатации судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов
(далее - РМРС). Для целей гл. 25 НК РФ под эксплуатацией судов,
зарегистрированных в РМРС, понимается использование таких судов для перевозок
грузов, пассажиров и их багажа и оказания иных связанных с осуществлением
указанных перевозок услуг при условии, что пункт отправления и (или) пункт назначения расположены за пределами территории
Российской Федерации, а также сдача таких судов в аренду для оказания таких
услуг.
Согласно п. 48.5 ст. 270 НК РФ к
расходам, не учитываемым в целях налогообложения, относятся расходы
судовладельцев на обслуживание, ремонт и иные цели, связанные с содержанием и
эксплуатацией судов, зарегистрированных в РМРС.
Таким образом, положения вышеуказанных
статей относятся к судам, зарегистрированным в РМРС, используемым для перевозок
грузов, пассажиров и их багажа, при условии, что пункт отправления и (или) пункт назначения расположены за пределами территории
Российской Федерации, а также для оказания иных связанных с осуществлением
указанных перевозок услуг.
В случае если
организация-судовладелец передает судно, зарегистрированное в РМРС, по договору
тайм-чартера (фрахта) или бербоут-чартера
(фрахтования судна без экипажа) организации-фрахтователю, которая использует
судно как для международных перевозок (один из пунктов находится за пределами
Российской Федерации), так и для каботажных перевозок (пункт отправления и
пункт назначения находятся на территории Российской Федерации), то для целей
налогообложения прибыли не учитываются доходы и расходы, относящиеся непосредственно к деятельности по
эксплуатации указанных судов в международных перевозках.
В соответствии со
ст. 313 НК РФ в целях формирования полной и достоверной информации о порядке
учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных
налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также
обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за
правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в
бюджет налога налогоплательщик организует ведение налогового учета.
Система налогового учета организуется
налогоплательщиком самостоятельно и устанавливается в учетной политике для
целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением)
руководителя.
Таким образом, организации-судовладельцу
следует обеспечить в налоговом учете разделение доходов от эксплуатации судна,
зарегистрированного в РМРС, на доход, относящийся к эксплуатации судна в
международных перевозках, и доход, относящийся к эксплуатации судна в
каботажных перевозках. Полагаем, что в этих целях могут быть использованы
данные судового журнала.
Внереализационные расходы, которые
непосредственно связаны с использованием судов, зарегистрированных в РМРС (в
понимании пп. 33 п. 1 ст. 251 НК РФ), в соответствии
с п. 48.5 ст. 270 НК РФ для целей налогообложения прибыли не учитываются.
Те
внереализационные расходы, которые связаны с несколькими видами деятельности
налогоплательщика, в том числе с эксплуатацией судна, зарегистрированного в
РМРС, и не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному ее
виду, в соответствии с п. 1 ст. 272 НК РФ, распределяются пропорционально доле
соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика.
При этом часть расходов, относящаяся к
деятельности по эксплуатации судов, зарегистрированных в РМРС (в понимании пп. 33 п. 1 ст. 251 НК РФ), определенная в вышеуказанном
порядке, для целей налогообложения прибыли не учитывается.
В соответствии с п.
11 ст. 250 и пп. 5 п. 1 ст. 265 НК РФ в составе
внереализационных доходов (расходов) учитываются курсовые разницы от переоценки
имущества в виде валютных ценностей (за исключением ценных бумаг,
номинированных в иностранной валюте) и требований (обязательств), стоимость
которых выражена в иностранной валюте (за исключением авансов выданных (полученных)),
в том числе по валютным счетам в банках, проводимой в связи с изменением официального курса
иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным
банком Российской Федерации.
Курсовые разницы, возникшие от переоценки
имущества в виде валютных ценностей, не являются доходами (расходами),
указанными в пп. 33 п. 1 ст. 251 и п. 48.5 ст. 270 НК
РФ соответственно, и учитываются для целей налогообложения прибыли в
общеустановленном порядке. Распределение указанных доходов (расходов) между
различными видами деятельности налогоплательщика не производится.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
16.09.2010