Вопрос:
Организация, применяющая УСН ("доходы минус расходы"), в 2010 г.
предполагает выкупить арендуемое ею здание магазина хозяйственных товаров,
находящееся в муниципальной собственности, и участок земли под ним. Средства
для выкупа планируется получить за счет долгосрочного кредита банка и займа
юридического лица (проценты за пользование средствами договорные). После полной
оплаты и регистрации недвижимого имущества предполагается сдача магазина в
аренду юридическому лицу, выдавшему заем, на срок, установленный для возврата
займа.
Можно ли отнести на расходы равномерно в
2010 - 2019 гг. стоимость здания и участка земли?
Можно ли относить в налоговом учете на
расходы проценты банку и юридическому лицу, уплаченные после регистрации
недвижимости, по факту их оплаты?
Можно ли в договоре займа с юридическим
лицом предусмотреть ежемесячный зачет долга суммой арендной платы с отнесением
ее к доходам, облагаемым по УСН?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 16 сентября 2010 г. N 03-11-06/2/145
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики на письмо о порядке
применения упрощенной системы налогообложения на основании информации,
изложенной в письме, сообщает следующее.
В соответствии с пп.
1 п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс)
налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, при
определении налоговой базы могут учитывать в том числе
расходы на приобретение основных средств (с учетом положений п. п. 3 и 4
указанной статьи Кодекса).
Согласно пп. 1
п. 3 ст. 346.16 Кодекса расходы на приобретение основных средств, произведенные
в период применения упрощенной системы налогообложения, учитываются с момента
ввода в эксплуатацию основных средств.
При этом п. 4 названной статьи Кодекса
установлено, что в целях гл. 26.2 Кодекса в состав основных средств включаются основные средства, которые признаются
амортизируемым имуществом в соответствии с гл. 25 Кодекса.
В соответствии с п. 2 ст. 256 Кодекса
земля не является амортизируемым имуществом.
В связи с этим, а
также в связи с тем, что перечень расходов, учитываемых при определении
налоговой базы при упрощенной системе налогообложения, установленный п. 1 ст.
346.16 Кодекса, не предусматривает расходы на приобретение земельных участков,
расходы на приобретение земельного участка под приобретенным в собственность
зданием учитываться при налогообложении не должны.
В соответствии с пп.
9 п. 1 ст. 346.16 Кодекса налогоплательщики, применяющие упрощенную систему
налогообложения, при определении налоговой базы могут учитывать расходы на
уплату процентов, уплачиваемых за предоставление в пользование денежных средств
(кредитов, займов).
Согласно п. 2 названной статьи Кодекса
указанные расходы учитываются применительно к порядку, установленному ст. ст.
265 и 269 Кодекса.
Подпунктом 2 п. 1 ст. 265 Кодекса
установлено, что к названным расходам относятся проценты по долговым
обязательствам любого вида вне зависимости от характера предоставленного
кредита или займа (текущего и (или) инвестиционного). Расходом признается только
сумма процентов, начисленных за фактическое время пользования заемными
средствами и первоначальной доходности, установленной заимодавцем в условиях
договора, но не выше фактической.
При передаче
приобретенного объекта недвижимости в аренду доходы от данного вида
деятельности учитываются в порядке, установленном п. 1 ст. 346.17 Кодекса, то
есть на дату поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу,
получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также
погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом, в том числе
путем зачета взаимных требований.
Одновременно
сообщаем, что согласно Положению о Министерстве финансов Российской Федерации,
утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N
329 (далее - Положение), и Регламенту Минфина России, утвержденному Приказом
Минфина России от 23.03.2005 N 45н (далее - Регламент), в Минфине России
рассматриваются индивидуальные и коллективные обращения граждан и организаций
по вопросам, находящимся в сфере ведения Минфина России.
При этом в соответствии с Положением и
Регламентом в Минфине России, если законодательством не установлено иное, не
рассматриваются по существу обращения по проведению экспертизы договоров,
учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных
хозяйственных ситуаций.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
16.09.2010