Вопрос:
Организация ведет деятельность в области предоставления услуг связи на
территории области. Для обеспечения своей деятельности она осуществляет
строительство сооружений связи. В связи с отсутствием на данный момент
нормативных правовых актов, устанавливающих порядок регистрации сетей
электросвязи, возникает вопрос о правомерности принятия в налоговом учете
сооружений связи, законченных строительством, в качестве основных средств и
начисления по ним амортизации.
В соответствии с п. 5.4.3 Положения о
Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и
массовых коммуникаций, утвержденного Постановлением Правительства РФ от
16.03.2009 N 228, Роскомнадзор наделен
полномочиями по регистрации сетей электросвязи, входящих в сеть связи общего
пользования и подлежащих регистрации в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
Статьей 43.2 Федерального закона от
07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" предусматривалось, что не допускается
использование сетей электросвязи, подлежащих регистрации, без их регистрации.
Положения указанной статьи действовали до 17.02.2010. В соответствии с
Федеральным законом от 14.02.2010 N 10-ФЗ "О внесении изменений в
отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам связи",
вступившим в силу с 17.02.2010, ст. 43.2 Закона N 126-ФЗ утратила силу.
Законодателем был отменен порядок регистрации сетей электросвязи.
В Информационном
сообщении о порядке применения Приказа Минсвязи России от 09.09.2002 N 113
"Об утверждении Правил ввода в эксплуатацию сооружений связи"
указывается, что выполнение вышеназванного Приказа целесообразно осуществлять в
части, не противоречащей Закону N 126-ФЗ и Постановлению Правительства РФ от
16.03.2009 N 228 "О федеральной службе по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций".
В соответствии с п. п. 3.5 и 3.7 Правил
ввода в эксплуатацию сооружений связи, утвержденных Приказом Министерства РФ по
связи и информатизации от 09.09.2002 N 113, уполномоченные органы по надзору в
сфере связи участвуют в работе приемочных комиссий и выдают разрешения на
эксплуатацию сооружений связи.
Но полномочиями по выдаче разрешений на
эксплуатацию сооружений связи новая служба, а соответственно и ее
территориальные органы, не наделены.
В этой связи с
учетом Разъяснений Минкомсвязи России от 19.06.2009 N
НМ-П12-3276 и Разъяснений Роскомнадзора от 01.07.2009
N СС-05-2/6967 территориальные органы Роскомнадзора
продолжают при вводе в эксплуатацию сооружений связи осуществлять необходимые
мероприятия в порядке, предусмотренном Приказом Минсвязи России от 09.09.2002 N
113, с оформлением Акта приемки сооружения связи, за исключением выдачи
разрешений на эксплуатацию сооружений связи.
Учитывая изложенное, правомерно ли в
целях исчисления налога на прибыль принятие сооружений связи в качестве
объектов основных средств и начисление амортизации по данным объектам при
отсутствии разрешения на ввод их в эксплуатацию от территориального органа Роскомнадзора?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 20 сентября 2010 г. N 03-03-06/1/598
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке начисления
амортизации для целей налогообложения прибыли организаций и сообщает следующее.
В соответствии с п.
1 ст. 256 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ)
амортизируемым имуществом в целях гл. 25 НК РФ признаются имущество, результаты
интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности,
которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не
предусмотрено гл. 25 НК РФ), используются им для извлечения дохода и стоимость
которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного
использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 20 000 руб.
В соответствии с п. 4 ст. 259 НК РФ
начисление амортизации по объектам амортизируемого имущества начинается с 1-го
числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в
эксплуатацию.
Пунктом 11 ст. 258 НК РФ установлено, что
основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации в
соответствии с законодательством Российской Федерации, включаются в состав
соответствующей амортизационной группы с момента документально подтвержденного
факта подачи документов на регистрацию указанных прав.
Учитывая
изложенное, амортизация основного средства, права на которые подлежат
государственной регистрации, начинается с 1-го числа месяца, следующего за
месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию, но не ранее 1-го
числа месяца, следующего за месяцем, в котором получено документальное
подтверждение факта подачи документов на государственную регистрацию прав.
Также сообщаем, что вопрос о
правомерности ввода в эксплуатацию сооружений связи в отсутствие разрешения
уполномоченного органа на их ввод в эксплуатацию НК РФ не регулируется и к
компетенции Департамента не относится.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
20.09.2010