Вопрос: На балансе
образовательного учреждения (учреждение) находится федеральная собственность
(здание), переданная ему в оперативное управление. На основании краткосрочных
договоров учреждение сдает в аренду помещения, свободные от учебного процесса,
и получает доходы от сдачи в аренду этих помещений.
Указанные доходы в полном объеме
учитываются в доходах федерального бюджета и в сметах доходов и расходов
учреждения. Поступившие средства отражаются на лицевом счете учреждения,
открытого в управлении Федерального казначейства по субъекту РФ, и направляются
в качестве дополнительного источника бюджетного финансирования на содержание и
развития его материально-технической базы (ст. 30 Федерального закона о
федеральном бюджете на 2006 год).
В 2007 г. положение в отношении доходов
от аренды имущества не изменилось. Они направлялись на дополнительное
финансирование (ст. 33 Федерального закона о федеральном бюджете на 2007 год) и
расходовались на содержание и развитие материально-технической базы учреждения.
Каков порядок учета учреждением в целях
налога на прибыль расходов, произведенных за счет средств, полученных от сдачи
в аренду имущества?
Правомерна ли проверка дополнительного
бюджетного финансирования налоговыми органами, если проверяемый период в этой
части бюджета был проверен Счетной палатой РФ?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 21 сентября 2010 г. N 03-03-06/4/89
В Департаменте налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрено письмо о порядке учета бюджетным
учреждением расходов, произведенных за счет средств, полученных от сдачи в
аренду имущества, находящегося в государственной собственности и закрепленного
за бюджетными учреждениями на праве оперативного управления, и сообщается
следующее.
В соответствии с ч.
11 ст. 5 Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ "О внесении изменений в
Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса
и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации
отдельных законодательных актов Российской Федерации" до вступления в силу
федерального закона, определяющего особенности использования бюджетными
учреждениями средств от оказания платных услуг, безвозмездных поступлений от
физических и юридических лиц,
международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе
добровольных пожертвований, и средств от иной приносящей доход деятельности,
доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и
переданного в оперативное управление федеральным бюджетным учреждениям культуры
и искусства, здравоохранения, науки, образования, а также архивным учреждениям,
отражаются на лицевых счетах указанных учреждений, открытых в органах
Федерального казначейства, и направляются на содержание и развитие их
материально-технической базы сверх бюджетных ассигнований, предусмотренных
ведомственной структурой расходов федерального бюджета.
В соответствии с
Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.09.2008 N 104н
"О Порядке доведения бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных
обязательств при организации исполнения федерального бюджета по расходам и
источникам финансирования дефицита федерального бюджета и передачи бюджетных
ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при реорганизации участников
бюджетного процесса федерального уровня" главные распорядители средств
федерального бюджета доводят до находящихся в их ведении учреждений лимиты бюджетных обязательств за счет источника дополнительного бюджетного
финансирования - арендной платы.
При этом ограничений для определения
главными распорядителями бюджетных средств направлений указанных расходов
бюджетным законодательством Российской Федерации не установлено.
В соответствии с гл. 25 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) бюджетные учреждения, получающие
доходы от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, являются
плательщиками налога на прибыль организаций и определяют налоговую базу по
налогу в порядке, установленном данной главой Кодекса.
Особенности ведения налогового учета
бюджетными учреждениями установлены в ст. 321.1 Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 321.1 Кодекса
доходами бюджетных учреждений от коммерческой деятельности признаются доходы,
получаемые от юридических и физических лиц по операциям реализации товаров,
работ, услуг, имущественных прав, и внереализационные доходы.
Участие бюджетных учреждений в договорных
отношениях, возникающих при передаче в пользование арендаторам имущества,
находящегося в государственной собственности и переданного бюджетным
учреждениям в оперативное управление, относится к коммерческой (приносящей
доход) деятельности этих бюджетных учреждений.
Таким образом, доходы от сдачи в аренду
имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности,
закрепленного за бюджетными учреждениями на праве оперативного управления, в
целях налогообложения прибыли являются доходами названных учреждений,
передавших указанное имущество в аренду.
При этом, если
указанные учреждения имеют право на дополнительное финансирование за счет
арендных платежей, указанное финансирование учитывается в составе бюджетных
ассигнований, выделяемых бюджетным учреждениям.
Согласно п. 2 ст.
321.1 Кодекса в составе доходов и расходов бюджетных учреждений, включаемых в
налоговую базу, не учитываются доходы, полученные в виде средств целевого
финансирования и целевых поступлений на содержание бюджетных учреждений и
ведение уставной деятельности, финансируемой за счет указанных источников, и
расходы, производимые за счет этих средств.
Следовательно, если расходы, связанные с
содержанием и развитием материально-технической базы, произведены бюджетным
учреждением за счет бюджетных ассигнований, то в целях налогообложения прибыли
указанные расходы не учитываются.
Также сообщаем, что вопросы, связанные с
осуществлением Счетной палатой Российской Федерации контроля
за использованием бюджетных средств, законодательством Российской
Федерации о налогах и сборах не регулируются.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И.В.ТРУНИН
21.09.2010