Вопрос:
Определяющим фактором посткризисного развития экономики региона являются
инвестиции.
НК РФ содержит инструмент поддержки
инвестиций - инвестиционный налоговый кредит.
Однако основания для получения кредита,
указанные в Приказе ФНС России от 21.11.2006 N САЭ-3-19/798@, ограничивают
возможности организаций на кредитование.
Организации будет отказано в
предоставлении кредита, если на балансе данной организации имеется движимое
имущество (включая ценные бумаги), реализация которого позволит погасить более
25% суммы неуплаченного налога. При этом в некоторых субъектах РФ стоимость
движимого имущества может превышать налог на имущество организаций более чем в
33 раза.
Кредит также недоступен, если на балансе
налогоплательщика есть дебиторская задолженность, возможная ко
взысканию, но меры по взысканию не приняты в течение более одного квартала. При
этом нет четкого перечня критериев, по которым налоговая служба признает
задолженность возможной ко взысканию и оценивает
достаточность принимаемых организацией мер для взыскания.
При заключении договора поручительства на
сумму кредита более 20 млн руб. требуется согласование
с ФНС России, что является административным барьером для получения кредита.
Предполагается ли в целях создания
благоприятных условий для инвестиционной деятельности субъектов бизнеса внести
изменения в Приказ ФНС России от 21.11.2006 N САЭ-3-19/798@, в частности,
отменить вышеуказанные основания для предоставления кредита?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 6 октября 2010 г. N 03-02-07/1-448
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о внесении изменений в
Приказ ФНС России от 21.11.2006 N САЭ-3-19/798@ "Об утверждении Порядка
организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки, инвестиционного
налогового кредита по уплате налогов и сборов" и сообщает следующее.
На основании п. 8
ст. 61 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в редакции
Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ ФНС России утвержден Приказ от
28.09.2010 N ММВ-7-8/469@ "Об утверждении Порядка изменения срока уплаты
налога и сбора, а также пени и штрафа налоговыми органами", который
согласован с Минфином России и направлен на государственную регистрацию в
Минюст России.
Пунктом 24 указанного Приказа ФНС России
предусмотрено, что основаниями для отказа в заключении
договора поручительства могут являться имеющиеся у налогового органа
достаточные основания полагать, что заинтересованное лицо может предпринять
меры по уходу от налогообложения в результате договоренности с поручителем. К
таким основаниям рекомендовано относить, в частности, наличие на балансе
заинтересованного лица - организации движимого имущества, в том числе ценных
бумаг, денежные средства от реализации которого
достаточны для погашения более 25 процентов суммы неуплаченного налога; наличие
на балансе заинтересованного лица - организации дебиторской задолженности,
возможной к взысканию, если это лицо не принимает мер к взысканию такой
задолженности в установленном законом порядке в течение более одного квартала.
Названным выше Приказом (п. 20)
предусмотрено, что договор поручительства со стороны налоговых органов
заключает Управление ФНС России по субъекту Российской Федерации по месту
нахождения (жительства) заинтересованного лица. При этом не требуется
согласование указанного договора с ФНС России.
На основании пп.
7 п. 1 ст. 63 Кодекса субъекты Российской Федерации определяют уполномоченный
орган, принимающий решение о предоставлении инвестиционного налогового кредита
по налогу на прибыль организаций по налоговой ставке, установленной для
зачисления указанного налога в бюджеты субъектов Российской Федерации, и
региональным налогам.
Кодексом не предусмотрено обязательное
использование обеспечительных мер в виде залога или поручительства в случаях
изменения срока уплаты налога или сбора.
Предоставление на основании пп. 7 п. 1 ст. 63 Кодекса инвестиционного налогового
кредита может быть обеспечено залогом или поручительством по решению
уполномоченных органов, определенных субъектом Российской Федерации.
Кроме того, в
соответствии с п. 7 ст. 67 Кодекса законом субъекта Российской Федерации и
нормативными правовыми актами, принятыми представительными органами местного
самоуправления по региональным и местным налогам, соответственно могут быть
установлены иные основания и условия предоставления инвестиционного налогового
кредита, включая сроки действия инвестиционного налогового кредита и ставки
процентов на сумму кредита.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
06.10.2010