Вопрос: О
применении налога на прибыль организаций и НДС в отношении операций, связанных
с получением и реализацией единиц сокращения выбросов парниковых газов.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 8 октября 2010 г. N 03-07-11/395
В связи с письмом по вопросам применения
налога на прибыль организаций и налога на добавленную стоимость в отношении
операций, связанных с получением и реализацией единиц сокращения выбросов
парниковых газов, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает.
Определение налоговой базы по налогу на
прибыль организаций по операциям с единицами сокращения выбросов парниковых
газов (далее - ЕСВ) осуществляется в порядке, установленном гл. 25 "Налог
на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации (далее -
Кодекс) в отношении операций с имущественными правами. При этом
налогоплательщики могут уменьшить полученные доходы на сумму обоснованных и
документально подтвержденных расходов, а в случаях, предусмотренных ст. 265
Кодекса, убытков.
Под документально
подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами,
оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо
документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота,
применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены
соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими
произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о
командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в
соответствии с договором).
Расходами признаются любые затраты при
условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на
получение дохода.
Обоснованность расходов, учитываемых при
расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств,
свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект
в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.
Учитывая, что в налоговом законодательстве
не используется понятие экономической целесообразности и не регулируется
порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, обоснованность
расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может
оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности
или полученного результата. При этом проверка экономической обоснованности
произведенных налогоплательщиком расходов осуществляется налоговыми органами во
время мероприятий налогового контроля, порядок проведения которого установлен
Кодексом.
Что касается налога на добавленную
стоимость, то согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 гл. 21
"Налог на добавленную стоимость" Кодекса объектом налогообложения
налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров
(работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также передача
имущественных прав. Поэтому операции по реализации ЕСВ являются объектом
налогообложения этим налогом.
При реализации ЕСВ иностранным лицам, по
нашему мнению, следует руководствоваться ст. 148 Кодекса, согласно которой в
целях применения налога на добавленную стоимость передача прав относится к
услугам. При этом на основании пп. 5 п. 1 ст. 148
Кодекса местом реализации ЕСВ признается территория Российской Федерации, если
деятельность организации, реализующей ЕСВ, осуществляется на территории
Российской Федерации.
Одновременно сообщаем, что направляемое
мнение имеет информационно-разъяснительный характер и не препятствует
руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании,
отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И.В.ТРУНИН
08.10.2010