Вопрос: ФГУП
является фактическим землепользователем земельных участков, которые находятся
под объектами недвижимости, переданными предприятию в хозяйственное ведение.
Указанные земельные участки не могут
принадлежать предприятию на праве собственности, так как в силу п. 2 ст. 113 ГК
РФ, п. 1 ст. 2 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ имущество
государственных унитарных предприятий находится в государственной собственности
и принадлежит им на праве хозяйственного ведения. Следовательно, земельные
участки под указанными объектами недвижимости являются федеральной (до
разграничения прав - муниципальной) собственностью.
Часть земельных участков принадлежит
предприятию на праве бессрочного пользования, которое перешло к нему в порядке
правопреемства во время реорганизации путем присоединения федеральных
государственных унитарных предприятий. В соответствии с Федеральным законом от
25.10.2001 N 137-ФЗ предприятие обязано переоформить право бессрочного
пользования на такие земельные участки на право аренды до 01.01.2012.
Остальная, большая часть земельных
участков на праве постоянного (бессрочного) пользования предприятию не
принадлежит. При этом в соответствии со ст. 20 Земельного кодекса РФ
единственно возможной формой землепользования для государственных унитарных
предприятий является аренда земли.
Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ
налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица,
обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в
соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного
(бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
По мнению предприятия, в силу данной
нормы ФГУП в лице своих обособленных подразделений (филиалов) признается
плательщиком земельного налога только по тем земельным участкам, в отношении
которых у предприятия имеются права постоянного (бессрочного) пользования, и
только до момента переоформления указанных прав в порядке и сроки,
предусмотренные Федеральным законом N 137-ФЗ.
Учитывая изложенное, правомерно ли
считать, что ФГУП не может быть признано плательщиком земельного налога по
земельным участкам, на которые у него отсутствуют права бессрочного пользования?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 12 октября 2010 г. N 03-05-05-02/75
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо ФГУП и сообщает, что в
соответствии с Регламентом Минфина России, утвержденным Приказом Минфина России
от 23.03.2005 N 45н, в Минфине России не рассматриваются обращения по оценке
конкретных хозяйственных ситуаций.
Одновременно отмечаем, что на основании
ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс)
налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица,
обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в
соответствии со ст. 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного
(бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Не
признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении
земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного
пользования или переданных им по договору аренды.
В соответствии с п. 1 ст. 131 Гражданского
кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на
недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение
подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами,
осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с
ней.
Таким образом, налогоплательщиком
земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав
на недвижимое имущество и сделок с ним указано как обладающее правом собственности,
правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного
наследуемого владения на соответствующий земельный участок. Поэтому обязанность
уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента
регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то
есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о
праве иного лица на соответствующий земельный участок.
Данная правовая позиция находит отражение
в п. 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от
23.07.2009 N 54.
Также обращаем внимание, что согласно п.
3 ст. 391 Кодекса налогоплательщики-организации для исчисления земельного
налога самостоятельно определяют налоговую базу по данному налогу на основании
сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке,
принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного)
пользования.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
12.10.2010