Вопрос: Между
администрацией муниципального района и ООО заключен
договор купли-продажи муниципального имущества с предоставлением рассрочки
платежа. Являясь налоговым агентом при приобретении имущества казны, ООО
производит оплату в соответствии с графиком платежей и по реквизитам, указанным
в договоре. Сумма НДС в договоре не указана.
В соответствии с абз.
2 п. 3 ст. 161 НК РФ налоговые агенты обязаны исчислить расчетным методом,
удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму
налога.
Приводит ли к увеличению стоимости
договора порядок исчисления и уплаты налога, если в договоре не указана сумма
НДС?
Включается ли в базу для исчисления НДС
сумма процентов, выплачиваемых за предоставление рассрочки платежа по договору
купли-продажи?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 13 октября 2010 г. N 03-07-11/410
В связи с письмом
по вопросам применения налога на добавленную стоимость при реализации недвижимого имущества, составляющего муниципальную казну, Департамент
налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает.
Согласно абз. 2 п. 3 ст. 161 Налогового кодекса Российской Федерации
(далее - Кодекс) при реализации (передаче) на территории Российской Федерации
муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и
учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского,
сельского поселения или другого муниципального образования, налог на
добавленную стоимость уплачивается в федеральный бюджет налоговыми агентами -
покупателями (получателями) указанного имущества, за исключением физических
лиц, не являющихся индивидуальными
предпринимателями. Указанные лица обязаны исчислить расчетным методом, удержать
из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.
В соответствии со ст. 12 Федерального
закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и
муниципального имущества" начальная цена приватизируемого государственного
или муниципального имущества устанавливается в случаях, предусмотренных данным
Федеральным законом, на основании отчета об оценке государственного или
муниципального имущества, составленного в соответствии с законодательством об
оценочной деятельности.
Положениями Федерального закона от
29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской
Федерации" предусмотрено, что при совершении сделок купли-продажи
применяется рыночная стоимость объекта оценки, которая отражается в отчете об
оценке объекта оценки. При этом для целей оценочной деятельности под рыночной
стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой объект
оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда
стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на
величине сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
На основании п. 6
Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N
2)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 255,
разумность действия сторон сделки в указанном случае означает, что цена сделки
- наибольшая из достижимых по разумным соображениям цен для продавца и
наименьшая из достижимых по разумным соображениям цен для покупателя.
Учитывая изложенное, при определении
налоговой базы по налогу на добавленную стоимость в отношении муниципального
недвижимого имущества, реализуемого по выкупной цене, исчисленной на основе
рыночной стоимости, определенной независимым оценщиком, следует исходить из
того, что эта стоимость включает налог на добавленную стоимость. В связи с этим
налог на добавленную стоимость по реализуемому муниципальному недвижимому
имуществу исчисляется покупателем расчетным методом исходя из указанной в
договоре рыночной цены этого имущества без увеличения ее на сумму налога.
Что касается
процентов за рассрочку по оплате указанного имущества, предусмотренных
договором, то в соответствии со ст. 823 "Коммерческий кредит"
Гражданского кодекса Российской Федерации договорами, исполнение которых
связано с передачей в собственность другой стороне денежных средств или других
вещей, определяемых родовыми признаками, может предусматриваться предоставление
кредита, в том числе в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и
рассрочки оплаты товаров, работ или услуг. В
связи с этим коммерческое кредитование производится не по самостоятельному
договору, а в рамках договора по реализации товаров.
Таким образом, суммы процентов,
выплачиваемые покупателем за предоставление органом местного самоуправления
коммерческого кредита в виде рассрочки по оплате реализованного муниципального
недвижимого имущества, по нашему мнению, являются суммами, связанными с оплатой
этого имущества, и, соответственно, включаются у покупателя в налоговую базу по
налогу на добавленную стоимость.
Одновременно сообщаем, что настоящее
письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил,
конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым
актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138
направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по
вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и
не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в
понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
13.10.2010