Вопрос: В 2006 г.
автомобиль с товаром организации - пищевыми добавками попал в
дорожно-транспортное происшествие, в результате чего товар пришел в негодность.
Виновным в ДТП признан водитель организации. Товар перевозился двумя партиями,
одна из которых была застрахована от рисков при транспортировке. Страховая
компания отказалась производить страховую выплату по случаю гибели товара.
Организация обратилась в суд с иском к страховой компании о выплате страхового
возмещения. Суд удовлетворил иск и обязал страховую компанию возместить потери
организации. Однако страховая компания не исполнила решение суда. Организация
обратилась в службу судебных приставов с просьбой о возбуждении исполнительного
производства.
По результатам работы службы судебных
приставов в мае 2010 г. организация получила постановление об окончании
исполнительного производства в связи с невозможностью взыскания. В
бухгалтерском учете на субсчете 76-2 организация учитывает суммы потерь по
результатам ДТП: стоимость товара; сумму уплаченного за товар налога на
добавленную стоимость; прочие расходы по ДТП.
Вправе ли организация для целей налога на
прибыль отнести на внереализационные расходы (ст. 265 НК РФ) сумму потерь от
гибели как застрахованной, так и незастрахованной партии товара?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 14 октября 2010 г. N 03-03-06/1/648
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о порядке учета расходов в виде
суммы потерь от гибели товара для целей налогообложения прибыли организаций и
сообщает следующее.
Исходя из текста обращения,
перевозившийся водителем организации товар, часть которого была застрахована,
пришел в негодность в результате дорожно-транспортного происшествия. После
отказа страховой компании производить страховую выплату суд удовлетворил иск
организации к страховой компании о взыскании страхового возмещения.
Относительно части товара, которая была
застрахована, сообщаем следующее.
Страховое возмещение, полученное
страхователем или выгодоприобретателем по договору добровольного имущественного
страхования при наступлении страхового случая, включается в состав
внереализационных доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу
на прибыль организаций. Доходы в виде страхового возмещения учитываются на основании
абз. 1 ст. 250 Налогового кодекса Российской
Федерации (далее - НК РФ) как прочие внереализационные доходы, прямо не
поименованные в указанной статье.
На основании п. 1 ст. 272 НК РФ для
организаций, применяющих метод начисления, расходы принимаются в том отчетном
(налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени
фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты.
При этом, по
мнению Департамента, налогоплательщик вправе включить в состав
внереализационных расходов сумму потерь от гибели застрахованной партии товара
в результате дорожно-транспортного происшествия при условии надлежащего
документального подтверждения указанных убытков.
Относительно незастрахованной части
товара.
Согласно ст. 238 Трудового кодекса Российской
Федерации (далее - ТК РФ) работник обязан возместить работодателю прямой
действительный ущерб. Под прямым действительным ущербом признается реальное
уменьшение или ухудшение состояния наличного имущества работодателя, а также
необходимость для работодателя произвести затраты на восстановление имущества.
На основании положений ст. ст. 241, 242
ТК РФ работник несет материальную ответственность в размере своего среднего
месячного заработка или полную материальную ответственность. Порядок взыскания
ущерба с работника определен гл. 39 "Материальная ответственность
работника" ТК РФ.
Таким образом, по мнению Департамента,
расходы в виде суммы потерь от гибели незастрахованной части товара могут быть
учтены в составе внереализационных расходов при условии взыскания с работника
суммы причиненного ущерба в порядке, предусмотренном гл. 39 ТК РФ.
Одновременно сообщаем, что настоящее
письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил,
конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым
актом. Направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный
характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации и не
препятствует руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации в
понимании, отличающемся от позиции, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
14.10.2010