Вопрос: В соответствии со ст. 325 ТК РФ, ст. 33 Закона Российской Федерации
от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для
лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним
местностях" и положениями коллективного договора организации лица,
работающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют
право на оплачиваемый один раз в два года за счет средств работодателя
проезд к месту использования отпуска в пределах территории Российской Федерации
и обратно любым видом транспорта. В соответствии с
разъяснениями Министерства финансов РФ (Письмо от 23.03.2009 N 03-03-06/1/183,
Письмо от 12.04.2010 N 03-03-06/2/72) "в случае поездки за пределы
Российской Федерации воздушным транспортом без посадки в ближайшем к месту
пересечения государственной границы Российской Федерации аэропорту работником
организации представляется справка о стоимости перевозки по территории
Российской Федерации, включенной в стоимость перевозочного документа (билета),
выданная транспортной организацией". Агентства воздушных сообщений
предоставляют справку о стоимости перевозки до ближайшего к месту пересечения
государственной границы Российской Федерации аэропорта.
При этом стоимость перевозки по территории Российской Федерации согласно
справке, выданной транспортной организацией, в ряде случаев превышает стоимость
перевозки за границу - согласно билету, фактически оплаченному работником.
В каком размере
правомерны включение в состав расходов в целях исчисления налога на прибыль
(согласно п. 7 ст. 255 НК РФ) и освобождение от обложения НДФЛ затрат
организации на оплату стоимости проезда работника, выезжающего за границу для
проведения отдыха, в том случае, если стоимость перевозки до ближайшего к месту
пересечения государственной границы РФ аэропорта на основании справки, выданной
транспортной организацией, превышает
фактические расходы работника на оплату перевозки за границу согласно билету:
- в размере стоимости перевозки до
ближайшего к месту пересечения государственной границы РФ аэропорта на
основании справки, выданной транспортной организацией, безотносительно к
стоимости билета, или
- в размере фактических расходов
работника на оплату перевозки за границу согласно билету?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 18 октября 2010 г. N 03-03-06/1/651
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета для целей
налогообложения прибыли, а также обложения налогом на доходы физических лиц
стоимости проезда к месту проведения отпуска и обратно для лиц, работающих в
организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним
местностях, и сообщает следующее.
Статьей 325
Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс) установлено,
что лица, работающие в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и
приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за
счет средств работодателя стоимости проезда в пределах территории Российской
Федерации к месту использования отпуска и обратно любым видом транспорта (за
исключением такси), в том числе личным, а также на оплату стоимости провоза багажа.
В соответствии со
ст. 255 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в расходы
налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в
денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки,
компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда,
премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием
этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации,
трудовыми договорами (контрактами) и (или)
коллективными договорами.
Пунктом 7 ст. 255
Кодекса определено, что в целях налогообложения налогом на прибыль в состав
расходов включаются расходы на оплату труда, сохраняемую работникам на время
отпуска, предусмотренного законодательством Российской Федерации, фактические
расходы на оплату проезда работников и лиц, находящихся у этих работников на
иждивении, к месту использования отпуска на территории Российской Федерации и
обратно (включая расходы на оплату провоза багажа работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и
приравненных к ним местностях) в порядке, предусмотренном действующим
законодательством, - для организаций, финансируемых из соответствующих
бюджетов, и в порядке, предусмотренном работодателем, - для иных организаций.
Перечень доходов, освобождаемых от
обложения налогом на доходы физических лиц, содержится в ст. 217 Кодекса.
Положений, непосредственно предусматривающих освобождение от налогообложения
сумм оплаты работодателем проезда к месту проведения отпуска и обратно лицам,
работающим в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и
приравненных к ним местностях, ст. 217 Кодекса не содержит.
Вместе с тем при рассмотрении данного
вопроса, по нашему мнению, следует руководствоваться решениями судебных
органов, предусматривающими освобождение от обложения налогом на доходы
физических лиц указанных выплат.
Постановлением
Правительства Российской Федерации от 12.06.2008 N 455 "О порядке
компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту
использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях,
финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера
и приравненных к ним местностях, и членов их семей" в соответствии со ст.
325 Трудового кодекса утверждены Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования
отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из
федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к
ним местностях, и членов их семей (далее - Правила).
Согласно абз. 3 п. 10 Правил в случае поездки за пределы Российской
Федерации воздушным транспортом без посадки в ближайшем к месту пересечения
государственной границы Российской Федерации аэропорту работником организации
представляется справка о стоимости перевозки по территории Российской
Федерации, включенной в стоимость перевозочного документа (билета), выданная
транспортной организацией.
Учитывая, что для организаций, не
финансируемых из федерального бюджета, отдельных законодательных актов,
регламентирующих порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и
провоза багажа к месту использования отпуска и обратно, не разработано,
считаем, что такие организации могут руководствоваться положениями указанных
выше Правил.
В ст. 1 Закона
Российской Федерации от 01.04.1993 N 4730-1 "О Государственной границе
Российской Федерации" содержится определение границы, в соответствии с
которым Государственная граница Российской Федерации есть линия и проходящая по
этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной
территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то
есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской
Федерации. Следовательно, государственная
территория Российской Федерации в данном случае заканчивается не в пункте
пропуска аэропорта, а при пересечении воздушным судном вертикальной поверхности
воздушного пространства, проходящей над линией государственной границы
Российской Федерации.
Таким образом, для подтверждения
стоимости проезда в отпуск и обратно воздушным транспортом работнику необходимо
запросить в авиакомпании справку о стоимости перевозки по территории Российской
Федерации, включенной в стоимость перевозочного документа (билета).
Учитывая
изложенное, в случае проведения работником отпуска за пределами Российской
Федерации для целей налогообложения прибыли могут быть учтены расходы на
приобретение перевозочного документа (авиабилета) в размере, указанном в
справке о стоимости перевозки по территории Российской Федерации до места
пересечения границы Российской Федерации, включенной в стоимость перевозочного документа
(авиабилета), выданной транспортной организацией. Указанная сумма также освобождается от обложения налогом на доходы
физических лиц.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
18.10.2010