Вопрос:
Организация в отношении оптовой торговли применяет УСН (объект налогообложения
"доходы минус расходы"), в отношении розничной торговли - систему
налогообложения в виде ЕНВД. Оптовая и розничная торговля осуществляются через
одну торговую точку. Товары, приобретаемые оптом, оплачиваются покупателем
полностью.
Может ли организация вести раздельный
учет следующим образом:
- определяется процентная доля товара,
проданного оптом за месяц;
- в Книгу учета доходов и расходов
организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, в расходы
записывается результат от произведения суммы оплаты поставщику за товар и
процентной доли проданного оптом товара?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 21 октября 2010 г. N 03-11-06/2/161
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о
порядке ведения раздельного учета при одновременном применении системы
налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных
видов деятельности и упрощенной системы налогообложения и на основании
информации, изложенной в письме, сообщает следующее.
Согласно п. 7 ст.
346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс)
налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью,
подлежащей налогообложению единым налогом на вмененный доход, иные виды
предпринимательской деятельности, обязаны вести раздельный учет имущества,
обязательств и хозяйственных операций в отношении предпринимательской
деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом, и предпринимательской
деятельности, в отношении которой налогоплательщики уплачивают налоги в
соответствии с иным режимом налогообложения. При этом учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в
отношении видов предпринимательской деятельности, подлежащих налогообложению
единым налогом на вмененный доход, осуществляется налогоплательщиками в
общеустановленном порядке.
Налогоплательщики, осуществляющие наряду
с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению единым налогом
на вмененный доход, иные виды предпринимательской деятельности, исчисляют и
уплачивают налоги и сборы в отношении данных видов деятельности в соответствии
с иными режимами налогообложения, предусмотренными Кодексом.
На основании п. 1 ст. 346.11, п. 4 ст.
346.12 и п. 1 ст. 346.26 Кодекса упрощенная система налогообложения может
применяться наряду с системой налогообложения в виде единого налога на
вмененный доход.
Пунктом 8 ст. 346.18 Кодекса установлено,
что налогоплательщики, переведенные по отдельным видам деятельности на уплату
единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в
соответствии с гл. 26.3 Кодекса, ведут раздельный учет доходов и расходов по
разным специальным налоговым режимам. В случае невозможности разделения
расходов при исчислении налоговой базы по налогам, исчисляемым по разным
специальным налоговым режимам, эти расходы распределяются пропорционально долям
доходов в общем объеме доходов, полученных при применении указанных специальных
налоговых режимов.
Порядок ведения раздельного учета при
применении налогоплательщиками одновременно системы налогообложения в виде
единого налога на вмененный доход и упрощенной системы налогообложения Кодексом
не установлен.
Таким образом, организация самостоятельно
разрабатывает и утверждает порядок ведения раздельного учета. При этом
применяемый организацией способ раздельного учета должен позволять однозначно
отнести те или иные показатели к разным видам предпринимательской деятельности.
Разработанный организацией порядок
ведения раздельного учета должен быть закреплен в приказе об учетной политике
или в локальном документе, утвержденном приказом по организации (приказом
индивидуального предпринимателя), или нескольких документах, которые в
совокупности будут содержать все правила, касающиеся порядка ведения
организацией раздельного учета. При его разработке необходимо руководствоваться
Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".
Также сообщаем, что
согласно Положению о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденному
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329 (далее -
Положение), и Регламенту Минфина России, утвержденному Приказом Минфина России
от 23.03.2005 N 45н (далее - Регламент), в Минфине России рассматриваются
индивидуальные и коллективные обращения граждан и организаций по вопросам,
находящимся в сфере ведения Министерства.
При этом в соответствии с Положением и
Регламентом в Минфине России, если законодательством не установлено иное, не
рассматриваются по существу обращения по проведению экспертизы договоров,
учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных
хозяйственных ситуаций.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
21.10.2010