Вопрос: Пункт 1
статьи 3 НК РФ вводит принцип всеобщности и равенства налогообложения. Однако в
состав объектов обложения транспортным налогом, который отнесен Минфином России
к имущественным, не включен, в частности,
железнодорожный транспорт, чем нарушен указанный принцип.
Согласно п. 2 ст. 3 НК РФ налоги не могут
иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных и
иных подобных критериев. Налоги должны иметь экономическое основание и не могут
быть произвольными (п. 3 ст. 3 НК РФ).
Налоговая база транспортного налога -
мощность двигателя - не отражает ни интенсивность использования дорог
транспортным средством, ни его остаточную стоимость. То есть налоговая база
транспортного налога установлена произвольно и не имеет экономических оснований.
Ставки налога дифференцированы также
произвольно, экономически необоснованны и имеют
дискриминационный характер для разных социальных групп автовладельцев, в
частности дискриминация владельцев автомобилей с более мощными двигателями.
Предполагается ли отмена транспортного
налога как юридически необоснованного, не имеющего экономических оснований и
нарушающего принцип справедливости и равенства прав граждан?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 27 октября 2010 г. N 03-05-06-04/254
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение и сообщает следующее.
В соответствии со ст. 14 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) транспортный налог является
региональным налогом, формирующим в значительной степени доходную базу
региональных и местных бюджетов, и в федеральный бюджет не зачисляется.
При этом в соответствии с бюджетным
законодательством субъектов Российской Федерации суммы, поступающие от уплаты
транспортного налога, могут быть направлены как на содержание автомобильных
дорог, так и на другие цели.
Согласно ст. 358 Кодекса объектом
налогообложения транспортным налогом признаются автомобили, мотоциклы,
мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и
механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы,
яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы,
несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные
средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
Таким образом, объектом налогообложения
по транспортному налогу признаются не только легковые и грузовые автомобили, а
также водные и воздушные транспортные средства, которые не эксплуатируют
дорожные покрытия.
Что касается железнодорожного транспорта,
то он, в отличие от автомобильного, водного или воздушного транспорта, не
подлежит государственной регистрации (Федеральный закон от 10.01.2003 N 17-ФЗ
"О железнодорожном транспорте в Российской Федерации").
Установленный в гл. 28 "Транспортный
налог" Кодекса в качестве налоговой базы показатель мощности двигателя
транспортного средства непосредственно влияет на цену приобретаемого
транспортного средства и расходы на его содержание и в отличие, например, от
показателя массы транспортного средства наиболее эффективно отражает
фактическую способность налогоплательщика к уплате налога.
В связи с этим
полагаем, что установленная в настоящее время налоговая база по транспортному
налогу в зависимости от мощности двигателя транспортного средства способствует
единообразному применению метода налогообложения ко всем транспортным
средствам, что соответствует принципам установления налогов, формам и методам
налогового контроля и основным началам законодательства о налогах и сборах (ст.
ст. 1 и 3 Кодекса).
Кроме того, обращаем внимание на то, что
вопрос о соответствии гл. 28 Кодекса Конституции Российской Федерации
неоднократно рассматривался в Конституционном Суде Российской Федерации
(Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 22.04.2010 N
600-О-О, от 17.12.2009 N 1613-О-О, от 01.12.2009 N 1552-О-О, от 23.06.2009 N
835-О-О). При этом каких-либо противоречий положений гл. 28 Кодекса Конституции
Российской Федерации Конституционным Судом Российской Федерации не выявлено.
Одновременно сообщаем, что Правительством
Российской Федерации внесен в Государственную Думу Федерального Собрания
Российской Федерации проект федерального закона "О внесении изменений в
статьи 342 и 361 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".
В рамках изменений
предусматривается снижение базовых ставок транспортного налога по отдельным
видам транспортных средств, а также предусматривается в отношении легковых
автомобилей с мощностью двигателя до 150 л. с. включительно предоставить законодательным
(представительным) органам власти субъектов Российской Федерации право
устанавливать пониженные ставки транспортного налога, вплоть до нулевой ставки.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
27.10.2010