Вопрос: В
организации вводится в промышленную эксплуатацию корпоративная информационная
система (КИС), одним из блоков которой является единый справочник номенклатуры
ТМЦ. Номенклатурные позиции в данном справочнике сформированы исходя из
внутреннего стандарта ведения справочника ТМЦ на основе ГОСТов, ТУ и других
стандартов. Как следствие, возникает проблема несоответствия названий, принятых
в КИС и в первичных документах поставщиков.
Например, поставщик в первичном документе
указал "Диз/топливо", а согласно внутреннему стандарту ведения
справочника ТМЦ (1-е слово - имя существительное, 2-е - прилагательное)
бухгалтер для проведения операции оприходования будет вынужден выбрать
наименование "Топливо дизельное".
Правомерно ли отражение в
автоматизированных системах управления финансово-хозяйственной деятельности
организации наименования ТМЦ не в точном соответствии (символ в символ) с
наименованием, указанным в первичном документе от поставщика? Правомерно ли для
целей исчисления налога на прибыль отражать в учете наименование ТМЦ согласно
внутреннему стандарту ведения справочника ТМЦ, отличное от его наименования в
первичном документе от поставщика?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 28 октября 2010 г. N 03-03-06/1/670
В связи с письмом Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики сообщает, что согласно п. 11.4 Регламента Минфина
России от 23.03.2005 N 45н обращения организаций и индивидуальных
предпринимателей по оценке конкретных хозяйственных ситуаций в Департаменте не
рассматриваются.
Одновременно сообщаем, что в соответствии
с п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ)
налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов
(за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).
Расходами признаются обоснованные и
документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК
РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются
экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально
подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами,
оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо
документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота,
применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены
соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими
произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о
командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в
соответствии с договором). Расходами
признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления
деятельности, направленной на получение дохода.
В соответствии с Федеральным законом от
21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" первичные учетные
документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в
альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Документы, форма
которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать установленные
указанным Федеральным законом обязательные реквизиты.
Организации, руководствуясь
законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными
актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою
учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей
деятельности. При этом утверждаются формы первичных документов, регистров
бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской
отчетности, правила документооборота и технология обработки учетной информации,
правила контроля за хозяйственными операциями.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
28.10.2010