Вопрос: Банк
рассматривает возможность изменения порядка начисления процентов по размещаемым
денежным средствам. Новый порядок начисления процентов предполагает прекращение
начисления процентов в срок возврата кредита, указанный в кредитном договоре,
вне зависимости от того, имеется или нет остаток задолженности по основному
долгу, учитываемой на соответствующем лицевом счете, на начало операционного
дня. При этом кредитный договор не расторгается. По истечении указанного срока
возврата кредита на остаток задолженности по основному долгу будут начисляться
штрафные санкции в размере, установленном кредитным договором.
Предполагаемая формулировка нового
порядка начисления процентов - "последний период начисления процентов - с
первого числа календарного месяца возврата кредита по установленный
соответствующим пунктом договора день возврата кредита".
В соответствии с п.
4 ст. 328 НК РФ налогоплательщик, определяющий доходы (расходы) по методу
начисления, определяет сумму дохода (расхода), полученного (выплаченного) либо
подлежащего получению (выплате) в отчетном периоде в виде процентов в
соответствии с условиями договора, исходя из установленных по каждому виду
долгового обязательства доходности и срока действия такого долгового
обязательства в отчетном периоде.
Каков порядок
начисления в целях налога на прибыль в налоговом учете процентов в случае
прекращения начисления процентов по кредиту со дня, следующего за днем,
указанным в кредитном договоре как день возврата кредита, при условии, что
кредитным договором предусмотрен порядок прекращения начисления процентов в
случае невозврата суммы кредита в срок, установленный кредитным договором, если
при этом кредитный договор не расторгается?
Каков порядок начисления в целях налога на прибыль в налоговом учете процентов в случае
заключения в рамках реструктуризации ссудной задолженности
дополнительного соглашения к кредитному договору, предусматривающего
прекращение начисления процентов, без расторжения кредитного договора?
В случае заключения
дополнительного соглашения к договору в рамках реструктуризации ссудной
задолженности является ли правомерным существенное снижение процентной ставки,
обоснованное мотивированным суждением с учетом индивидуального подхода к
финансовому состоянию заемщика, учитывая невозможность применения ст. 40 НК РФ
к договорам займа и кредита (Письма Минфина России от 14.03.2007 N
03-02-07/2-44, от 12.04.2007 N 03-02-07/1-171)?
Является ли правомерным прекращение
начисления процентов по кредиту в целях налога на прибыль со дня, следующего за
днем направления заемщику требования о досрочном возврате кредита, если
кредитным договором указаны иная дата возврата кредита и, соответственно, иной
период начисления процентов?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 1 ноября 2010 г. N 03-03-06/2/189
Департамент
налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета в
целях налогообложения прибыли дохода в виде процентов по кредитному договору,
по условиям которого при установленных договором обстоятельствах кредитор прекращает
начисление процентов и комиссий, и сообщает, что в соответствии со ст. 34.2
Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) Министерство финансов
Российской Федерации дает письменные разъяснения налогоплательщикам,
плательщикам сборов и налоговым агентам по
вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Консультирование указанных лиц по выбору наиболее оптимального для
налогоплательщика порядка уплаты налога, проведение экспертизы договоров,
учредительных и иных документов организаций, методик оценки показателей
хозяйственной деятельности этих лиц, а также оценка конкретных хозяйственных
операций к обязанностям Минфина России не относятся.
Одновременно сообщаем следующее.
В соответствии с
положениями п. 2 ст. 811 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее -
Гражданский кодекс) в случае, если договором займа предусмотрено возвращение
займа по частям (в рассрочку), то при нарушении заемщиком срока, установленного
для возврата очередной части займа, заимодавец вправе потребовать досрочного
возврата всей оставшейся суммы займа вместе с причитающимися процентами.
Согласно ст. 819 Гражданского кодекса к
отношениям по кредитному договору применяются правила, предусмотренные гл. 42
Гражданского кодекса в отношении договора займа, если иное не предусмотрено
правилами этой главы Гражданского кодекса и не вытекает из существа кредитного
договора.
В соответствии с п. 3 ст. 450
Гражданского кодекса в случае одностороннего отказа от исполнения договора
полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением
сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным.
Таким образом, после расторжения
(изменения) кредитного договора по инициативе кредитора в соответствии с
условиями договора начисление процентов по кредитному договору прекращается.
В соответствии с п.
6 ст. 250 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в целях
налогообложения прибыли в составе внереализационных доходов учитываются доходы
в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского счета,
банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам
(особенности определения доходов банков в виде процентов устанавливаются ст.
290 Кодекса).
Подпунктом 1 п. 2 ст. 290 Кодекса установлено,
что к доходам банков в целях гл. 25 Кодекса относятся доходы от осуществления
банковской деятельности в виде процентов от размещения банком от своего имени и
за свой счет денежных средств, предоставления кредитов и займов.
Таким образом, в соответствии с
положениями гл. 25 Кодекса основанием для начисления в налоговом учете дохода в
виде процентов является действующее долговое обязательство, условиями которого
предусмотрена уплата процентов.
При этом с момента прекращения долгового
обязательства вследствие расторжения (изменения) договора кредита (прекращения
начисления процентов по договору кредита в случаях, предусмотренных самим таким
договором кредита) основания для начисления процентов в налоговом учете, по
мнению Департамента, отсутствуют.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
01.11.2010