Вопрос: Правомерно
ли признавать представительскими расходами в целях налога на прибыль проведение
ужинов в позднее (в том числе ночное) время с контрагентами, а также расходы на
проведение переговоров во время ужинов в командировках в других городах?
Документально все расходы подтверждены и оформлены должным образом.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 1 ноября 2010 г. N 03-03-06/1/675
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и по вопросу, относящемуся к своей
компетенции, сообщает следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик уменьшает
полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов,
указанных в ст. 270 Кодекса).
Расходами признаются обоснованные и
документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265
Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Подпункт 22 п. 1 ст. 264 Кодекса
позволяет учесть в составе прочих расходов, связанных с производством и
реализацией, представительские расходы, связанные с официальным приемом и
обслуживанием представителей других организаций, участвующих в переговорах в
целях установления и поддержания сотрудничества, в порядке, предусмотренном п. 2
данной статьи.
Согласно п. 2 ст.
264 Кодекса к представительским расходам относятся расходы налогоплательщика на
официальный прием и (или) обслуживание представителей других организаций,
участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного
сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета директоров
(правления) или иного руководящего органа налогоплательщика, независимо от
места указанных мероприятий.
К представительским
расходам относятся расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда
или иного аналогичного мероприятия) для указанных лиц, а также официальных лиц
организации-налогоплательщика, участвующих в переговорах, транспортное
обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия
и (или) заседания руководящего органа и обратно, буфетное обслуживание во время
переговоров, оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика,
по обеспечению перевода во время
проведения представительских мероприятий.
При этом указанные расходы не должны
превышать 4% от расходов налогоплательщика на оплату труда за отчетный
(налоговый) период.
Согласно ст. 313 Кодекса основанием
определения налоговой базы по налогу на прибыль служат данные первичных
документов, сгруппированных в порядке, предусмотренном Кодексом.
Подтверждением данных налогового учета
являются:
1) первичные учетные документы (включая
справку бухгалтера);
2) аналитические регистры налогового
учета;
3) расчет налоговой базы.
Документами, служащими для подтверждения
представительских расходов, могут являться, в частности:
- приказ (распоряжение) руководителя
организации об осуществлении расходов на указанные цели;
- смета представительских расходов;
- первичные документы, в том числе в
случае использования приобретенных на стороне каких-либо товаров для
представительских целей, оплаты услуг сторонних организаций;
- отчет о представительских расходах по
проведенным представительским мероприятиям, в котором отражаются:
- цель представительских мероприятий,
результаты их проведения;
- иные необходимые данные о проведенном
мероприятии, а также сумма расходов на представительские цели.
При этом все расходы, перечисленные в
отчете, должны быть подтверждены соответствующими первичными документами.
Если проведенные мероприятия (ужин в
ресторане) не носят официального характера либо отсутствуют документы,
подтверждающие проведение официальных деловых переговоров, расходы по их
проведению не учитываются для целей налогообложения прибыли.
Что касается проведения переговоров в
рамках производственных командировок, то, по нашему мнению, следует применять
аналогичный порядок признания таких расходов.
Учитывая
вышеизложенное, соответствующие расходы учитываются в составе представительских
расходов согласно п. 2 ст. 264 Кодекса при наличии оформленных в рамках
действующего законодательства первичных документов, подтверждающих расходы на
проведение деловых ужинов в рамках переговоров с клиентами, в том числе и с
потенциальными, во время служебных командировок, при условии их соответствия
требованиям п. 1 ст. 252 Кодекса.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
01.11.2010